Усилившийся на фоне войны в Украине глобальный продовольственный кризис вынуждает страны региона перестраивать транспортную логистику, формируя новые маршруты перевалки зерна. В частности, наметилась устойчивая тенденция интеграции Азербайджана в региональные маршруты для переправки российской и казахстанской пшеницы в страны Причерноморья и Ближнего Востока. О формировании новых транзитных перспектив в регионе шла речь и на состоявшейся на днях в Баку XII международной зерновой торговой конференции Global Grain Outlook 2022. Рынок зерна – стратегически важный сектор мировой экономики - в последние полтора года переживает системный кризис, и высокая волатильность цен вынуждает многие страны мира укреплять продовольственную безопасность за счет наращивания импортозамещения. По этому пути идет и правительство Азербайджана, где в последние годы прилагаются систематические усилия для усовершенствования агротехнических процессов в производстве зерновых, оптимизируется отраслевая инфраструктура, а хлеборобов обеспечивают субсидиями для приобретения сельскохозяйственной техники, удобрений, топлива, перевода ирригации на экономные технологии и т.д. В стране на стадии становления свыше полусотни агропарков и крупных специализированных зерносеющих хозяйств, введено в строй свыше трех десятков элеваторов для хранения зерна. В то же время, благодаря наличию мощной портовой и железнодорожной инфраструктуры, а также пограничных терминалов, Азербайджан способен обеспечивать безопасную и удобную логистику зерна на проходящих через страну транзитных маршрутах. В FAO полагают, что проблема связана не с недостатком объемов зерна, а вызвана нарушениями логистики и маршрутов доставки продовольственных товаров и последующего их распределения, отчего в первую очередь страдают беднейшие страны мира», - отметил выступивший в ходе конференции Global Grain Outlook посол России в Азербайджане Михаил Бочарников. Во-первых, наша страна в силу особенностей структуры производства злаковых культур в основном выращивает фуражное зерно, в результате в республику ежегодно импортируется порядка одного миллиона тонн продовольственной пшеницы. А недавно Агентство госрезервов Азербайджана договорилось о закупке 100 тысяч тонн продовольственной пшеницы из Молдовы в обмен на экспорт карбамидных удобрений: эти поставки планируется осуществить в период с октября 2022 года по февраль 2023 года равными партиями по 20 тыс. тонн в месяц. Для этого была создана совместная российско-азербайджанская компания по перевозке зерна и пиломатериалов, являющаяся единственной в регионе структурой, обладающей обширным вагонным парком для перевозки зерновых. «Азербайджан может стать основной точкой российских продовольственных поставок в рамках коридора «Север-Юг»: мы рассматриваем использование транзитных возможностей Азербайджана и Ирана, в том числе порта Бендер-Аббас, для доставки нашего зерна в страны мира. В этом смысле созданная в Азербайджане современная транзитная железнодорожная инфраструктура представляет стратегическое и фундаментальное значение», - отметил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский в ходе форума в Баку. БЗТ оснащен современным оборудованием, позволяющим временно хранить до 15 тысяч тонн зерновых культур, а его пропускная способность составляет 1,5 тысячи тонн зерна в сутки. Его годовая пропускная способность составляет 500 тысяч тонн зерна, в перспективе же планируется увеличить этот показатель до одного миллиона тонн в год. Уже сегодня часть мощностей Астаринского терминала задействована в перевалке российской пшеницы (а в перспективе и казахстанского зерна) в направлении Ирана и далее в регион Персидского залива. «На данный момент на территории Ирана также функционирует соответствующая инфраструктура для перевалки зерна: российские инвесторы построили здесь элеватор и терминал для», - подчеркнул президент РЗС. Преимуществом для зерновых экспедиторов является предоставление 50% скидки по транзиту в Иран по маршруту «Север-Юг», а также недавние трехсторонние соглашения между профильными ведомствами Азербайджана, России и Ирана по унификации ряда трансграничных и таможенных процедур, внедрению льготных тарифов.Caliber.Az