ГТК разъяснил основные изменения в Законе о таможенном регулировании

Государственный таможенный комитет (ГТК) Беларуси разъяснил основные положения закона №366-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», принятого 22 апреля 2024 г. Информация размещена на Национальном правовом интернет-портале. Как отмечается, целями принятия Закона являются: содействие стабильному функционированию экономики; гармонизация положений Закона Республики Беларусь №129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» от 10 января 2014 г с учетом международных обязательств Республики Беларусь; снижение административной нагрузки на лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. По информации ГТК, вносимые изменения предусматривают корректировку более 90 статей закона № 129-З и продиктованы правоприменительной практикой, необходимостью приведения его положений в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г, другими законодательными актами Республики Беларусь. Закон включает в себя как новые, так и уже апробированные на практике нормы. Как сообщается, предлагаемые законом изменения и решаемые задачи сводятся к трем основным блокам. Так, первый блок направлен на изменение механизмов таможенного администрирования с учетом сложившихся условий ведения международной торговли: 1) предусмотрена возможность применения отсрочки или рассрочки уплаты вывозных таможенных пошлин. Условия и основания для предоставления, сроки уплаты, а также перечень товаров, в отношении которых могут предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты вывозных таможенных пошлин, будут устанавливаться постановлением Совета министров Республики Беларусь; 2) в закон №129-З включены нормативные предписания, регулирующие отсрочку уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему. «Вместе с тем законом предусмотрен более широкий перечень товарных позиций единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по сравнению с декретом №16, в отношении которых может применяться отсрочка уплаты налога на добавленную стоимость», — отмечают в ГТК; 3) предусмотрена возможность принятия таможней предварительных решений по таможенной стоимости товаров до их ввоза в Республику Беларусь. Порядок и условия выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров будут определяться постановлением Совета министров Республики Беларусь. Второй блок направлен на снижение административной нагрузки для субъектов хозяйствования, а также упрощения для граждан: 1) уполномоченным экономическим операторам, имеющим свидетельство о включении в реестр 2-го или 3-го типа, при применении специального упрощения, предусмотренного актом, составляющим право ЕАЭС, предоставляется возможность совершать операции по маркировке находящихся на временном хранении иностранных товаров уполномоченных экономических операторов средствами идентификации без разрешения таможенного органа; 2) сокращен срок принятия таможенным органом решений по классификации товаров в несобранном или разобранном виде с 30 календарных до 15 рабочих дней; 3) сокращен перечень документов, представляемых субъектами хозяйствования в таможню при осуществлении административных процедур, а также ряд бумажных документов заменен электронными. Информация о предоставлении обеспечения исполнения обязанностей будет проверяться ГТК самостоятельно с использованием информационных систем; 4) предусмотрена активация личного электронного кабинета, созданного на базе единого портала электронных услуг, для ускорения процесса обмена информацией между таможенными органами и субъектами хозяйствования; 5) смягчено условие для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов авто- и мототранспортных средств для личного пользования при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь физическими лицами, признанными переселившимися на постоянное место жительства в Республику Беларусь. Консультирование между таможенным органом и декларантом в целях определения таможенной стоимости будет осуществляться на основании запроса декларанта, требования к которому устанавливаются законом. «Возможность получения информации в рамках взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами будет способствовать обоснованному определению таможенной стоимости при таможенном декларировании ввозимых товаров», — считают в ГТК. В рамках реализации Союзной программы по гармонизации таможенного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, и сотрудничеству в таможенной сфере в закон №129-З включены новые положения, регулирующие институт уполномоченного экономического оператора. В рамках совершенствования транзитной системы ЕАЭС с учетом подписания Соглашения об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита от 19 апреля 2022 г в законе закрепляются порядок и условия признания поручителя национальным гарантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. «В целом закрепленные законом изменения позволят повысить эффективность таможенного регулирования, упростить оформление грузов, уменьшить нагрузку для субъектов хозяйствования и сформировать механизмы для устойчивого функционирования экономики», — подытожили в ГТК.ПраймПресс