Бюджет РФ теряет 1-2,3% ВВП из-за неформальной занятости

Прогнозируемый рост ВВП России в размере 1,2% в 2019 году и 1,8% в 2020 и 2021 годах отражает более скромные перспективы в соответствии с текущим потенциальным ростом российской экономики, составляющим около 1,5%. Об этом говорится в докладе об экономике России (выпуск № 41), подготовленном Всемирным банком. В специальном тематическом разделе доклада рассматриваются вопросы неформальной занятости в России и предлагаются возможные меры для решения проблем, связанных с недостаточно высоким уровнем занятости в формальном секторе экономики. Согласно оценкам, доля неформальной занятости - распространенного явления в России - составляет от 15,1% до 21,2%, а потери бюджета от недополученных платежей работников, не занятых в формальном секторе - 1%-2,3% ВВП. Авторы доклада предлагают трехсторонний стратегический подход, который может обеспечить бóльшую гибкость трудового законодательства в некоторых сферах наряду с более эффективным правоприменением, более устойчивую систему социального страхования с улучшенными пособиями по безработице, а также бóльшую мобильность рабочей силы. Однако для системных решений по сокращению неформальной занятости потребуется принятие более широкого круга стратегических мер, особенно ускорение создания новых рабочих мест в формальном секторе экономики. В первом квартале 2019 года рост ВВП замедлился по целому ряду причин, включая повышение ставки НДС, относительно жесткую денежно-кредитную политику, высокую базу предыдущего года и снижение добычи нефти. Однако на фоне неблагоприятных условий внешнего финансирования для развивающихся рынков и повышенной геополитической напряженности чистый отток капитала усилился, достигнув в 2018 году $67,8 млрд (примерно 4,1% ВВП), что привело к ослаблению реального эффективного курса рубля на 7,7%. Рост цен на нефть наряду с ослаблением рубля, улучшением налогового администрирования и проведением консервативной бюджетной политики улучшили состояние бюджета на всех уровнях бюджетной системы в 2018 году. Консолидированный, федеральный и региональные бюджеты были сведены с профицитом в размере 2,9%, 2,6% и 0,5% ВВП, соответственно. "Макро фискальные резервы в России остаются значительными, при этом сохраняется низкий уровень государственного и внешнего долга, а на всех уровнях бюджетной системы отмечается профицит, - отметил Апурва Сангхи, ведущий экономист Всемирного банка по Российской Федерации и основной автор доклада. - Это отличается от ситуации в большинстве развивающихся экономик и стран с формирующимся рынком, где наблюдается высокий уровень и рост государственного долга, а также сужение бюджетного пространства". Несмотря на недавнюю рекапитализацию ряда банков, российский банковский сектор остается относительно слабым; так, показатель достаточности капитала ниже (12,2% по состоянию на апрель 2019 года), а показатель проблемных кредитов выше (10,4%), чем на других развивающихся рынках. В банковском секторе по-прежнему отмечается высокая концентрация и доминирующая роль государства. Среди негативных факторов, угрожающих прогнозируемому росту российской экономики в среднесрочной перспективе - возможность расширения экономических санкций, новые финансовые потрясения в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках, осложнение условий мировой торговли и резкое падение цен на нефть. Что касается положительных факторов, то национальные проекты, направленные на развитие человеческого капитала и повышение производительности, могут оказать позитивное воздействие на потенциальный рост экономики России в среднесрочной перспективе в зависимости от того, насколько успешно они будут реализованы. О том, что Всемирный банк понизил прогноз по росту ВВП РФ в 2019 году до 1,2%, стало известно 5 июня.Finam.Ru
Эта новость в СМИ