К 100-летию со дня основания Турецкой Республики, которое будет отмечаться в конце 2023 года, страна готовится запустить первый в истории истребитель, произведенный военно-промышленным комплексом Турции. Выступая 30 августа на церемонии по случаю Дня Победы, президент Реджеп Тайип Эрдоган сообщил о завершении работ над созданием первого прототипа боевого истребителя 5-го поколения KAAN.Еще раньше, в канун президентских выборов, Эрдоган принимал участие в мероприятиях, на которых демонстрировался ряд новинок ВПК Турции, в том числе прототип первого турецкого танка «Алтай». Таким образом, самолет 5-го поколения KAAN станет очередным впечатляющим достижением бурно развивающейся турецкой военной промышленности. Отметим, что ранее оборонно-промышленные структуры Азербайджана и Турции подписали протокол о партнерстве в программе производства истребителей KAAN. И хотя работа над прототипом самолета близка к завершению, серийное производство первого турецкого истребителя 5-го поколения требует большого объема инвестиций и значительного времени. Ведь перед началом серийного производства военная техника должна проходить сложный комплекс испытаний.Свою программу разработки истребителей TF-X Турция запустила еще в 2009 году. В октябре 2016 года британский концерн Rolls-Royce предложил Анкаре совместное производственное партнерство. Предложение Rolls-Royce, которое все еще в силе, предполагает, что производственное подразделение в Турции будет производить не только двигатели для TF-X, но и современные вертолеты, танки и ракеты. В январе 2017 года другая британская компания, BAE Systems, и турецкая TAI подписали сделку на сумму более 100 миллионов фунтов стерлингов (127 миллионов долларов США) на разработку первого турецкого истребителя. А в 2022 году правительство Турции объявило конкурс на местную разработку турбовинтного двигателя для TF-X, участвовать в котором изъявили желание три конкурента - Tusas Engine Industries, ТРМотор и TAEC - совместное предприятие Rolls-Royce и турецкого промышленного конгломерата Kale, которому принадлежит 51 процент акций TAEC.Именно компания TAEC разработала двигатель, который, как ожидается, позволит истребителю летать на максимальной высоте 40 тысяч футов и развивать скорость до 1,8 Маха. 14 августа министр обороны Турции Яшар Гюлер заявил, что подписать соглашение об участии в программе создания турецких истребителей 5-го поколения готовится Пакистан. - Подписано соглашение с Азербайджаном. Но, как отмечает авторитетный журнал Defence News, если Исламабад присоединится к турецкой программе, то после его сделки с Китаем по истребителю-бомбардировщику JF-17 Thunder, созданному пакистанским авиационным комплексом и китайской Chengdu Aircraft Corp, это будет второе международное партнерство Исламабада в области боевого самолетостроения.Как уже сообщалось, согласно протоколу, подписанному с Национальным агентством оборонной промышленности Турции, будут изучены возможности участия Азербайджана в программе TF-X, а также определены рабочие процедуры и принципы сотрудничества, связанные с совместным производством этих самолетов. Агентство оборонной промышленности Турции сообщило, что на прототип KAAN будет установлен турбовинтовой двигатель F110 американской компании General Electric, который производится по лицензии турецкой компанией Tusas Engine Industries. Ожидается, что окончательный выбор мотора для истребителя KAAN будет сделан только после завершения комплексных испытаний.Haqqin.az