Никто и нигде не сможет повторить эту выставку

Более 300 икон в старинных окладах представлены в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Здесь до конца 2023 года в Белоколонном зале проходит выставка «Красота святости и святость красоты, в составе которой русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже. Выставка эта довольно необычна и даже уникальна: она посвящена не только иконам, но более всего искусству драгоценного оклада - оригинальному виду декоративного искусства, сложившемуся в Средние века, но расцветшему с особой яркостью в период XVIII – начала XX века в наиболее значимых центрах развития русской культуры. Выставку «Красота святости и святость красоты» представили директор Музея Фаберже Владимир Воронченко, коллекционер и меценат Михаил Карисалов, предоставивший экспонаты из личной коллекции, а также ее куратор, искусствовед Ирина Бусева-Давыдова. Как уточнил Владимир Воронченко, то, что сегодня представлено на этой выставке, уникально по двум причинам. «Это иконы, которым вверяли свои надежды несколько поколений, но также важна и эстетика этой выставки, которая уникальна тем, что никогда в мире не было такого состава экспонатов. Здесь представлена вся история православной иконы в окладах и в таком составе выставку нельзя будет повторить», - заявил он. Всегда в семье были иконы, многие в драгоценных окладах - это духовные частички с личной историей и то, что удалось собрать в едином пространстве на выставке, очень важно – сказал он. Ирина Бусева-Давыдова как куратор сразу уточнила, насколько важна эта выставка для дальнейшего изучения нашего художественного наследия: «Мы привыкли к расхожей фразе о том, что иконы – это душа народа и душа России, а вот про их оклады изначально высказывались сомнения. Так, в 17 веке старообрядцы сомневались - стоить ли закрывать иконы драгоценными окладами и не лучше ли от них отказаться. Новый виток резко отрицательного отношения к окладам, по ее словам, был отмечен в начале ХХ века, когда стали утверждать, что они якобы закрывают истинную красоту образов, и иконы должны существовать без окладов. Переходя к самой экспозиции, отмечает корреспондент «Конкретно.ру», на ней представлены около трехсот икон в ювелирных окладах, созданных лучшими мастерами своего времени. Глаза разбегаются от красоты драгоценных окладов: золото и серебро, жемчуг, эмаль, руками самых известных русских ювелиров XVIII - начала XX века, превращенные в уникальные произведения искусства. Например, оклады с применением самых разнообразных материалов и техник, такие как икона "Архангел Михаил", написанная между 1908 и 1917 годом на доске 35x31 см, украшена расписной эмалью по скани, чеканкой, гравировкой, гильошировкой, золочением, в убранстве фигуры архангела использованы жемчуг, бархат, шитье. Например, оклад иконы "Господь Вседержитель", вышедшей из рук мастеров фирмы Карла Фаберже, представляющий по сути своей драгоценную раму, украшенную камнями, жемчугом, сканью, золочением. Так, в отдельной витрине выставлена икона, которую старообрядцы Рогожской общины преподнесли в дар императору Николаю II - это "Святитель Николай Чудотворец" в блеске золота и серебра, эмали, скани и жемчуга.Konkretno.ru