И хотя в России производства устройств бытового назначения практически нет (менее 1%), связанный с ним бизнес востребован и перспективен. А занимаются им дилеры, дистрибьютеры, монтажники оборудования, сборщики импортных комплектующих и торговля. Рынок комфорта Как правило, ассортимент климатической компании не ограничивается лишь бытовым сегментом, ориентированным на частного заказчика, ее клиентура значительно шире и весомее. Это те, кто работает в сфере промышленных систем кондиционирования и вентиляции и даже холодильного оборудования. На рынке бытовых кондиционеров сейчас наблюдаются два противоположных тренда: с одной стороны, покупательская способность снижается, а с другой – даже при экономии многим хочется комфорта. И компания-дилер, которая выводит на наш рынок оборудование от производителя, должна учитывать эти факторы. Ввозится более доступная по цене (в сравнении с премиум брендом) марка со сходными характеристиками. Есть в климатическом бизнесе еще один риск – курс рубля, ведь бытовые кондиционеры и их комплектующие – сплошь импорт. Итоги первого полугодия этого года демонстрируют, что динамика продаж кондиционеров (и по количеству в штуках, и по вырученным деньгам) значительно опередила те же показатели у смартфонов. Что касается типов кондиционеров, то лидирующие позиции (около 95% рынка) здесь занимают стационарные сплит-системы, состоящие из двух блоков: внешнего и внутреннего. Эксперты прогнозируют, что рынок в стране будет расти, прежде всего, за счет сплит-сегмента. Другой тип кондиционеров, который представлен на отечественном рынке и выполняет аналогичные задачи, что и сплит-системы – мобильные моноблоки – пользуются меньшей популярностью среди россиян. По сравнению с 2018-м наблюдается сокращение продаж в низком ценовом сегменте, а средний и премиум, наоборот, демонстрируют рост. Кстати, среди производителей сплит-систем наибольшей популярностью пользуется китайская продукция (бренды Haier и Subtropic), а самыми продаваемыми марками напольных кондиционеров являются Ballu, Electrolux и Zanussi. На основе импортных комплектующих сборка климатической техники осуществляется и в России, однако ее доля незначительна и представлена в основном в низком ценовом сегменте. Несмотря на все сложности и практически отсутствие собственного производства, климатический рынок в России развивается.Финансовая газета