Хранители таинственного мона

Поколение певцов, которому мы обязаны тем, что татарская песня жива В татарской вокальной культуре есть то, чего нет у других народов — это понятие "мон". Дословного перевода этого термина не существует, перевод приблизительный означает "пение душой". Большая плеяда замечательных татарских вокалистов — Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова, Фарида Кудашева и другие — владели моном, передав этот бесценный опыт последующим поколениям. "Ветер перемен" Генеральным продюсером проекта был назначен директор ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, а одной из движущих сил стала народная артистка РТ и РФ, лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая, профессор Венера Ганеева, известная не только как оперная певица, но и как тонкий популяризатор татарских песен, много выступающий на эстраде. Цель "Узгэреш жиле" — вернуть былую славу татарской эстрадной песне, очистить ее от наслоений, которые появились в последние десятилетия — засилье фонограмм, некачественных аранжировок. За это время его участниками, молодыми певцами, было исполнено более ста песен, созданных татарстанскими композиторами и народным творчеством. Но свой отсчет создатели "Узгэреш жиле" ведут от той татарской эстрады, которую можно считать эталонной, от того великого поколения певцов, сотворивших ее славу. От тех людей, которых мы сейчас можем назвать хранителями и носителями нашего мона. 1959 год был судьбоносным для татарской эстрады — в Казани открылся телевизионный центр, и эстрадные концерты стали показывать регулярно. Его мон был безупречен, секрет Шакирова прост, он действительно пел душой, для него не было проходных концертов и проходных песен", — рассказывает главный дирижер ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля, народный артист РТ Ренат Салаватов, который много работал с Ильгамом Шакировым. Певец был на редкость образованным человеком — он окончил Казанскую государственную консерваторию, проучившись перед этим всего год в музыкальном училище на вокальном отделении, попав в него прямо "с улицы". После консерватории Ильгам Шакиров по распределению попал в качестве солиста в Татарскую государственную филармонию им. Г. Тукая. Общение со зрителем, теплота, идущая из зала, возможность петь — он жил только этим. Если мы сейчас рассмотрим творческую манеру Шакирова, то обнаружим, что певцу не нужны были атрибуты эстрады — свет, подтанцовки и так далее.Реальное время