Рост количества проблем в сфере управления жилищным фондом и жалоб со стороны жителей многоквартирных домов (МКД) может стать основанием для реформирования всей системы управления МКД. Вектор возможных изменений пока окончательно не выбран. Петербургские эксперты в сфере ЖКХ считают, что латать систему пытаются не с того конца. Парламентарии предложили коллегам в исполнительной власти обсудить три варианта реформы. Первый, "консервативный", предполагает ужесточение лицензионных требований и контроля за их выполнением. Второй вариант, "прогрессивный", предусматривает передачу большинства полномочий в сфере контроля и надзора за управляющими компаниями саморегулируемым организациям (СРО), которых должно быть по одной на каждый регион. Член правления Ассоциации ТСЖ Санкт-Петербурга Марина Акимова уверена, что оздоровление ситуации в сфере управления МКД нужно начинать с решения проблемы долгов. По оценкам независимых экспертов, суммарная задолженность в сфере ЖКХ в РФ превысила триллион рублей и, вероятно, уже приближается к полутора триллионам. В эту сумму входят как долги собственников перед управляющими компаниями, так и долги самих "управленцев" перед ресурсоснабжающими организациями. Тем временем из-за хронической нехватки средств добросовестные собственники и управляющие организации просто не могут содержать дома так, как положено. Чтобы разорвать порочный круг накопления долгов, считает Акимова, необходимо сделать обязательным подписание каждым существующим и новым собственником квартиры в МКД персонального договора с управляющей организацией, в котором подробно оговариваются обязанности сторон, в том числе по содержанию жилья, и санкции за их неисполнение. "Вопросы лицензирования или создания саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ - это только маленькая верхушка айсберга", - подчеркивает Белкова. Между тем "под водой" до сих пор остаются проблемы ценообразования в сфере ЖКХ, в котором порой не могут разобраться не только жители, но даже специалисты. Фактически отсутствует защита прав граждан на получение безопасных услуг в сфере ЖКХ, чему примерами недавние случаи обрушения зданий в центре Петербурга. Кроме того, практически не работает система контроля в жилищной сфере, жалобы и обращения граждан не приводят к решению их проблем. По мнению эксперта, прежде чем заниматься обсуждением реформы в сфере управления МКД, необходимо провести полный анализ нынешнего положения дел и добиться повышения эффективности работы уже существующих правовых механизмов.Российская газета