Слово Девы Марии в Предвечном Совете Святой Троицы

Мы продолжаем отмечать сейчас в радостное время святок День Рождения Господа нашего Иисуса Христа – истинного Бога и истинного человека. О Новорождённом сказано было в Рождественскую ночь – и литургически и простыми словами – немало. Но на днях рождения всегда поднимают бокал и говорят слово о родителях новорожденного, прежде всего, о его матери. В нашем случае – о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии. Обычно говорят о Марии в Вифлееме, о рождении ею Сына, уложенного в простых яслях, о пастухах и волхвах, пришедших поклониться Младенцу. И Дева Мария предстаёт при этом – во всем величии ее, как необычайно прекрасной, чистой и безгрешной девы, признанной Высшими силами в лице Святой Троицы достойной для земного Воплощения Бога-Слова, − простой исполнительницей Божией воли. Дело в том, что, по мнению святых отцов, Дева Мария приняла участие в Предвечном Совете Святой Троицы о творении мира. В них автор приоткрывает тайну внутритроичных отношений, ибо в библейском «сотворим» святоотеческое богословие видит однозначное указание на совещание трех Лиц Святой Троицы. Совещание Лиц Святой Троицы перед сотворением человека в восточнохристианской богословской и литургической традиции получило наименование «Предвечного Совета» (славян. ТРОИЦА – Предвечный Совет Преподобный Иоанн Дамаскин называет его «Предвечным и всегда неизменным Советом» Божиим. Единородный Сын открыл и исполнил его через Воплощение, став Вестником великого и Предвечного Совета Бога Отца»]. Николай Кавасила: «Еще один момент, на котором делает акцент Кавасила в своих [Богородичных] гомилиях, − сознательное, добровольное и действенное участие Матери Божией в таинстве Воплощения. Он решительно утверждает, что Воплощение − дело не только Триединого Бога, но также и дело воли и веры Девы, что без Ее согласия и содействия Ее веры Домостроительство было бы столь же неосуществимым, как и без участия Трех Божественных Ипостасей» (Прот. Василий Великий комментирует этот стих так: «Здесь нарицается имя Его: Велика Совета Ангел – Тот, Кто соделал известным Великий Совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам»), возвестил Бог, а утвердила его Дева. Так что воплощение Слова было делом не только Отца, Его Силы и Духа − благоволения Отца, нашествия Духа и осенения Силы, но также и (делом) воли и веры Девы. Ибо как без участия (Трех Божественных Ипостасей) решение о воплощении (Слова) не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры (Предвечный) Совет не мог бы быть осуществлен». А то, что трудно, и даже невозможно представить как юная дева из Назарета, примерно в 5508 году от Сотворения мира, могла принять участие в Предвечном Совете Троицы о Воплощении Второго лица Святой Троицы – Бога-Слова, а значит и возможном сотворении «неба и земли», служит лишним аргументом в пользу истинности сказанного.Русская народная линия