В сентябре 2023 года Правительство РФ утвердило комплексный план по развитию Архангельского транспортного узла до 2035 года. План предусматривает строительство в Архангельске нового глубоководного района морского порта. Своими соображениями о том, чем может закончиться эта история, с редакцией «БК» поделился экс-депутат областного Собрания Александр ХАРИН. – Александр Владимирович, вы, насколько я знаю, были лично знакомы и неоднократно встречались с великим полярником, депутатом Госдумы Артуром Чилингаровым. Скажите, тему строительства глубоководного порта в Архангельске вы с Артуром Николаевичем обсуждали? – Обсуждали проблемы Севморпути, тарифов, ледокольного флота, проблемы жителей Арктики, развитие инфраструктуры, в том числе строительство глубоководного порта в Архангельске. Побольше бы таких – больше бы построили, в том числе и глубоководных портов. Кстати, вопрос: как вы считаете, такой порт в Архангельске будет или всё‑таки нет? Согласно комплексному плану, строительство глубоководного порта должно начаться в 2025 году, но губернатор Архангельской области Александр Цыбульский в своём недавнем интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» заявил, что он не думает, что «мы фактически выйдем на строительство нового терминала в 2025 г., поскольку требуется достаточно долгое проектирование, сегодня разрабатывается декларация о намерениях строительства порта». – Разговоры о строительстве глубоководного порта ведутся в Архангельске не со вчерашнего дня. В январе 2017 года между АО АТПУ «Архангельск» и ОАО «Архангельский трест инженерно-строительных изысканий» был подписан договор о проведении геологических изысканий в районе глубоководного порта. В 2019 году проект строительства глубоководного порта в Архангельске был доработан с учётом проектов, ориентированных на перевозки грузов по Севморпути. Полагаю, что для сопровождения второй попытки строительства глубоководного порта придётся создавать новое акционерное общество. Вернёмся, однако, ко второй, как вы выразились, попытке строительства глубоководного порта. Искать и убеждать инвесторов – задача чиновников Правительства Архангельской области: так сказано в комплексном плане. В 2016 году в Пекине было подписано соглашение о намерениях по реализации проекта строительства нового глубоководного порта в Архангельске. – Александр Владимирович, как вы считаете, губернатор Архангельской области понимает, что глубоководный порт будет построен далеко не завтра?Бизнес-класс Архангельск