Православный крест над джунглями

В 1998 году Пат Робертсон – знаменитый мультимиллионер и телеевангелист-республиканец, в качестве хобби занимавшийся инвестициями в золотые и алмазные концессии по всему миру, пригласил меня поработать в свою либерийскую компанию Freedom Gold Ltd. на пост вице-президента по геологоразведке (см. «НГ» от 18.09.23, «Истории из жизни зачарованного белого человека в заколдованной Африке. Золотая Либерия»). Мое существование как православного было в джунглях Либерии неотделимо от многообразных религиозных проявлений – традиционно христианских, а именно вслед за Патом – баптистской церкви Святого Духа и местных племенных со «смотрящими»-колдунами и прочими харизматичными персонажами. Первым и безоговорочно определяющим фактором моей джунглевой религиозной жизни был сам Пат. Он был вездесущ – начиная с моего христианского ощущения, определяющего стремление соответствующим образом организовать жизнь собственную и окружающих, продолжая финансированием постройки баптистской деревенской церкви с детской воскресной школой и заканчивая строительством и организацией работы бесплатной клиники для всех желающих. В клинику пешком добирались даже из отдаленных уголков Либерии. Первый и единственный православный крест в джунглях Либерии. Надо сказать, что в деревне удалось организовать некую церковную инфраструктуру, представленную несколькими группами верующих во главе с пастором Лукой, моей правой рукой в вопросах религиозной работы среди местных. Границы библейской грамотности Луки имели явные рамки, и потому пастор с удовольствием обсуждал со мной темы будущей воскресной проповеди и ссылки на библейские тексты, наличие которых было важнейшим элементом баптистской проповеди. Лука был незаменим в деле строительства церкви в деревне. После постройки церкви начались регулярные субботние и воскресные службы, занятия в детской христианской школе по изучению Священного Писания и пение великолепных церковных гимнов, которые родители и другие прихожане слушали с большим удовольствием. В какой точке человеческого восприятия красоты церковного пения, да и молитвы – общей и индивидуальной – начинается переход от эстетического чувства красоты к духовно-христианскому чувству – остается глубоко сокрытой тайной возникновения веры как таковой... Глубина религиозного чувства основной массы прихожан церкви, не говоря об остальных жителях деревни, да и всей Либерии – особый вопрос. Это напомнило о выводах исследований по Западной Африке: смерть – не бытие, а инобытие – существование в мире предков. После того как крест установили, я сделал себе подарок – по спутниковому телефону связался с моим мельбурнским батюшкой и духовником, настоятелем православного храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Николаем, и мы вместе помолились за вновь воздвигнутый православный крест в джунглях Либерии.Независимая газета