Как русским Латвии сохранить свою идентичность: опыт рижских староверов
Наши корни в Латвии в веках. У подножия величавой Гребенщиковской колокольни, в старообрядческом центре столицы, состоялись исторические Юпатовские чтения, посвященные памяти выдающегося деятеля науки и образования Ивана Ферапонтовича Юпатова (1865-1944). Мероприятие началось с панихиды по рабу Божию Иоанну – чтобы он упокоился в мире «там, где находятся души человеческие…». Социальные лифты империи Библиофил и краевед, член правления Латвийского общества русской культуры Анатолий Ракитянский рассказал, что Иван появился на свет 16 февраля 1865 года в семье рижских староверов – мещан Ферапонта и Марфы Юпатовых. Росший в дружбе с двумя братьями, в 1874 году Ваня окончил Екатерининское уездное училище, получив отличные и хорошие оценки, и продолжил обучение в знаменитой рижской Александровской гимназии, завершившееся золотой медалью. В 1897 году Юпатов получает классный чин надворного советника и приступает к работе в лаборатории Технологического института, читает там лекции, заслуживая авторитет среди преподавателей и студентов. В 1900 году Иван Ферапонтович получает орден Станислава III cтепени и звание ординарного профессора Варшавского политехнического института. Вернувшись в Латвию в 1922 году, Юпатов был избран во II сейм по Старообрядческому списку, в 1928 году стал депутатом Рижской думы, возглавлял русский отдел при Министерстве просвещения ЛР. После того как в 1919 году только что созданное государство провозгласило автономию образования 9 нацменьшинств, русская школа в Латвии, по словам историка Татьяны Фейгмане, получила новое качество. Пострадала Ломоносовская рижская гимназия – ее закрыли «из-за недостатка средств» в 1935 году. Русская рижская гимназия пережила все годы и режимы, ныне в ее здании на улице Ленчу находится 10-я средняя школа (в это здание бывшей школы Кронвалда ее перевели во время немецкой оккупации!). Доктор педагогики, директор рижской 40-й рижской школы Елена Сергеевна Ведищева констатировала, что еще в парламентской республике министр образования Кениньш заставил русский отдел пересмотреть все учебные планы, унифицировав их с латышскими. Финансирование школ нацменьшинств, впрочем, должно было проводиться пропорционально численности различных народностей, определенных переписью населения. И потому русским школам приходилось нелегко – детей училось больше, чем следовало за ними финансирования. В 1934 году был принят закон, по которому ребенок был обязан учиться в латышской школе, если один из родителей был латышом.Baltijas Balss
Эта новость в СМИ