Как вокалисту сделать качественную запись для конкурса?

СБ Дмитрий, наверняка немалый опыт записи певцов уже позволяет вам сформулировать несколько принципиальных моментов этого процесса. ДО Академические певцы, записывающиеся в обычной студии с полной заглушкой и в наушниках, обычно чувствуют себя неуютно. Им обязательно нужно слышать отзвук зала. Поэтому в первую очередь важно подобрать правильное помещение, затем выбрать относительно отдаленную точку расположения микрофона. Если делать конкурсную запись, вполне подойдет звуковой рекордер начального уровня: Zoom H1, Zoom H5 или Zoom H4n. Если в одном и том же зале поставить три микрофона – в оркестровой яме, в центре зала и на балконе, – мы получим три разных микса. У профессиональных звукорежиссеров есть специальные программы, они ставят микрофоны в разных частях зала, потом запускают в колонки так называемый розовый шум, микрофон анализирует спектрограмму и уже под акустику автоматически подстраивает наиболее оптимальные настройки для конкретного помещения. Другой вопрос в том, что певцы зачастую удивляются, услышав свой голос в записи так, как он звучит для слушателя, – ведь они его слышат только «изнутри», а также в акустическом отзвуке. Именно поэтому для профессиональной записи классической музыки обычно используют две стереопары микрофонов: одну устанавливают поближе, чтобы снять «прямой звук», а вторую – на значительном расстоянии, чтобы записать отзвуки акустики зала. Известна даже пластинка-убийца: в одном фрагменте записанной на нее симфонии громкость достигала такого пика, что игла соскакивала и портила оборудование. ДО Новые пластинки обычно записываются сначала на цифру, потом просто переносятся на винил, и тогда пластинки не сильно отличаются от цифры. Историческая звукозапись сохранила для нас на виниле голоса великих певцов, но сегодня нужно понимать, что цифровые возможности качеством винил превосходят. Меня всегда удивляет еще такой момент: многие певцы, послушав одно и то же произведение в разных вариантах, обычно слышат разницу интерпретаций, при этом мало кто понимает разницу в качестве звучания. ДО Каждый раз, когда певцы приходят записываться, даже народные артисты, они ужасно боятся камеры и микрофона: им кажется, что это «в вечность», и они сразу начинают хрипеть, сипеть, фальшивить, забывать текст. Причем тот же самый певец, если я записываю его в концерте, выдает в привычной для себя атмосфере качество с первого дубля. СБ Наверное, причина исчезновения жанра в том, что фильмы-оперы снимались под фонограмму? «Евгений Онегин» в режиссуре Романа Тихомирова снимался под студийную запись, там даже в кадре играли драматические актеры, а не певцы. Я связался с певцами из Германии, Италии, Франции: и каждый, сидя у себя дома, записал свою партию в опере Кюи «Пир во время чумы».Музыкальная жизнь