13 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о строительстве железной дороги от Петербурга до Москвы. Движение на всех участках было открыто спустя девять с половиной лет, и до сих пор поезда между двумя столицами проходят по той самой трассе, которую когда-то спроектировали императорские инженеры. Вообще-то о строительстве ветки между Петербургом и Москвой Николай I стал грезить еще в 1835 году после встречи с австрийским инженером Францем Герстнером. Он предложил не просто построить ветку до Москвы, но и сразу дотянуть ее до Казани. Император задумался, встретился с министрами и… столкнулся с сопротивлением. Егор Канкрин, министр финансов, апеллировал к тому, что проект фантастически дорог, его окупаемость сомнительна, а риски колоссальны. Почему элиты не верили в железные дороги? Пассажирские перевозки между Петербургом и Москвой осуществлялись по Московскому тракту. Появление железной дороги грозило извозчикам потерей заработка, а это означало негативные последствия не только для самих крепостных, но и для целых дворянских династий. В качестве компромисса в 1837 году была построена Царскосельская железная дорога из Петербурга в Царское Село (ныне город Пушкин). А затем началась подготовка к строительству дороги между Петербургом и Москвой. Последний подразумевал, что железной дороге придется делать крюк примерно в 30 верст. Также отмечалось, что и пассажирские перевозки, если ветка пройдет через них, возрастут. Императорскому указу инженеры следовали неукоснительно. Но сейчас, к слову, дорога проходит и здесь по той изначальной трассе, а мощности современных локомотивов таковы, что большинство пассажиров даже не обращают внимание на уклон.Российская газета