Компания Nielsen Казахстан опубликовала результаты исследования, согласно которым казахстанцы к концу 2022 года назвали рост цен на потребительские товары главной причиной для беспокойства. Финансовые долги и проблемы со здоровьем также оказались в списке основных поводов для стресса. При этом эксперты прогнозируют, что в 2023 году средний уровень роста мирового ВВП будет на отметке 2,9%. В Европе уровень роста ожидается в размере 0,7%, в США 1,4%. Согласно прогнозу, в Казахстане уровень роста ВВП может достигнуть 4,4%. Инфляция в Казахстане и мире Ключевыми драйверами инфляции специалисты называют глобальное климатическое потепление, пандемию COVID-19, падение доходов населения и геополитическую ситуацию в мире. К примеру, по данным за 2022 год, в Южной Америке 46% потребителей стали более внимательно относиться к расходованию семейного бюджета, в Азии - 42%. Что касается Казахстана, то здесь 72% потребителей почувствовали рецессию в экономике. Инфляция в Казахстане в 2022 году превысила 20%. При этом, согласно исследованию, в течение следующих 12 месяцев каждый второй казахстанец ожидает повышения стоимости товаров первой необходимости более чем на 20%. Так, в 3-м квартале 2022 года средние ежемесячные траты казахстанской семьи на продукты составляли около 137 тысяч тенге. При этом, рост реальной зарплаты составил лишь 5,8%, поэтому потребители были вынуждены сократить свои расходы, в том числе на продукты. Потребление молочных изделий сократилось на -9%, мяса (-8%), фруктов-овощей (-8,5%) и сладостей (-10,4%) заметно снизились. Инфляция ощутимо повлияла и на потребительские привычки казахстанцев. Как выяснилось в ходе исследования, при выборе товара потребители прежде всего обращают внимание на ценовую доступность: около 88% потребителей рассматривали стоимость товара в качестве главного критерия при выборе.. В условиях заметной инфляции, сложной геополитической ситуации в мире и снижения доходов населения “элитность”, “элитарность”, “премиум”, “люкс” и другая продукция, делающая ставку на исключительность, а значит, недоступность для большинства, становится менее привлекательной в глазах покупателя. При этом большинство потребителей считает, что инфляционные процессы продолжатся, причем половина казахстанцев ожидает, что они превысят отметку в 20%.Деловой Казахстан