Валерий Попов. Мы не рабы: повести. – СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2021. – 384 с. …Моя старшая подруга, молодость которой пришлась на восьмидесятые, а «бальзаковский возраст» – на девяностые, рассказывала, с каким восхищением читала в те годы прозу Валерия Попова. Я живо представляла свою приятельницу, пока читала новую книгу Попова «Мы не рабы». В повести «Моя история Родины» означенной историей становится трансформация санатория ЦК КПСС «Горный воздух». Давшая название сборнику повесть «Мы не рабы» относится к временам учёбы Валерия Попова во ВГИКе (поскольку этот факт биографии писателя известен, а фокальный герой носит его фамилию, мы вправе заключить, что автор очень близок персонажу – это традиционная манера Попова). В повести действуют «Художник и модель», Попов и Маркелов, он же Пека, яркий представитель народных масс, выходец из шахтёрского посёлка на краю света. Повесть – длинный, обстоятельный и колоритный рассказ о том, почему фильм не получился в молодости главных героев. Удастся ли Попову-персонажу дописать «бесконечный сценарий» о Пеке? – об этом финал, сознательно оставленный Поповым-автором открытым, умалчивает. Самая длинная повесть – «Будни гарема», размером и многотемьем похожая на роман, написана почти тридцать лет назад и впервые вышла отдельной книгой в 1994 году. Литературовед Марк Амусин в статье «Два века Валерия Попова» (Знамя, 2007, №3) представлял её так: «Новый же постперестроечный пейзаж писатель впервые запечатлел подробно в повести «Будни гарема». И в этой странной компании писатель Валерий Попов, не слишком-то успешно пытающийся совместить спрос и предложение: заказ «хозяев» на сценарий для будущего киношлягера… сохраняя при этом за собой вольную душу художника». Повести «Моя история Родины» и «Мы не рабы» впервые вышли в толстых журналах в течение 2019 года. Но их направленность из советского прошлого в нашу современность сливается в единый мотив с «Буднями гарема», отчего книга «Мы не рабы» воспринимается как смысловое целое, написанное единым духом. По мнению Амусина, «Молодой Попов, шестидесятых – семидесятых годов, – это настоящая фабрика по выработке восторга, упоения жизнью».Литературная газета