Человек из Хуалундун — предок китайцев?

Виртуальная реконструкция черепа из Хуалундун. Весна оказалась богатой на яркие находки. После хоббитов с Филиппин и челюсти денисовца из Тибета — новый красивый череп с востока Китая. Сенсации он не произвёл, но находка заметная, а китайские антропологи, конечно, не замедлили сделать на её основе далеко идущие выводы. Если быть точным, про этот череп уже были сообщения в 2015 году, но без подробностей. Теперь находку изучили обстоятельно, а также как следует датировали. Всего здесь, вместе с останками животных и примитивными каменными орудиями, нашли 16 фрагментов человеческих скелетов — обломки черепов, 7 зубов, 3 фрагмента бедренной. Важно, что сохранилась не только значительная часть мозговой коробки, но и фрагменты лица, а также нижняя челюсть. Элементы черепа не деформированы, и недостающие части восстанавливаются путём зеркального отображения имеющихся фрагментов. Свод низкий, надбровье массивное, утолщающееся в центральной части, а на лобной кости — умеренных размеров сагиттальный валик, впрочем, не продолжающийся на теменной. В целом хозяин черепа походил больше не на ранних азиатских эректусов, а на более поздних и прогрессивных Homo среднего плейстоцена, а также на продвинутых гоминид типа Нгандонг с Явы, гейдельбергских людей Европы и даже неандертальцев. А если рассматривать череп в хронологическом ряду других находок с территории Восточной Азии, то получается довольно плавная эволюция, которая начинается ранними синантропами и черепом из Лантьянь, продолжается находками вроде Дали или Чинньюшан, а венчается новым черепом, а также нижней челюстью из Чжижень. Отрадно, что эволюция азиатских гоминин происходила по «глобальному сценарию»: постепенное увеличение мозга, снижение массивности, нарастание подбородка, обмельчание зубов, вплоть до исчезновения «зубов мудрости». В заключение: в своей статье про череп из Хуалундуна Станислав Дробышевский справедливо сетует: почему авторами не обсуждается версия «денисовских» корней находки? Непонятно, почему к периферийным «отщепенцам» отнесли денисовцев, но если так, то ход мысли авторов ясен: либо уж хуалундунцы — денисовцы, либо предки китайцев.XXII век