В начале сентября, буквально накануне открытия выставки Comtrans 2023, на Дмитровском автополигоне состоялась масштабная презентация нового семейства среднетоннажников «КАМАЗ Компас», которую организовала компания «Тракс Восток Рус». Обозреватель «Движка», побывавший на мероприятии, «пощупал» новинки живьем и оценил ездовые качества некоторых из них. Локализация или бедж-инжиниринг? Конечно, сейчас все три новые модели «Компасов» («Компас 5», «Компас 9» и «Компас 12») мало чем отличаются от аналогичных грузовиков JAC Motors. И наиболее ретивые критики продукции Камского автозавода наверняка начнут слагать «сагу» об элементарном фейслифтинге «китайцев», о «прикручивании своего логотипа», о якобы невозможности придумать и сделать в Набережных Челнах что-то свое. Постепенно, с развитием локализации агрегатов и компонентов, автомобили семейства «Компас» станут российскими. В качестве схожего примера можно вспомнить эволюцию семейства К4 (КАМАЗ-5490) и нынешнего флагмана линейки К5 – КАМАЗ-54901. Можно вспомнить, как Горьковский автозавод начав в 2010 году с установки дизелей Foton-Cummins ISF 2.8 и ISF 3.8 на «ГАЗели» и «Валдаи», затем создал «Валдай Некст» с бескапотной кабиной китайского «Фотона». Из истории вопроса В том, что Камский автозавод расширяет свою гамму грузовиков новой линейкой «Компасов», нет ничего удивительного. Фактически это обычная практика среди европейских автозаводов — выпускать и среднетоннажники, и тяжелые грузовики вплоть до четырехосников полной массой 41 тонна. Однако широкое применение узлов и агрегатов от КАМАЗ-5320 (кроме двигателей Cummins ISB) привело к избыточно высокой снаряженной массе этих грузовиков. У КАМАЗ-4307 полная масса была ограничена 10 тоннами, и при снаряженной массе 4,6 тонны грузоподъемность составляла только 3,4 тонны. «Компас 12» «Компас» же — целое семейство грузовиков полной массой от 3,5 до 12 тонн, а это как минимум три абсолютно разных автомобиля. Средний «брат» — «Компас 9», или КАМАЗ-43089-33411, — имеет полную массу 9500 кг, а снаряженную — от 3040 до 3290 кг. Самый тяжелый — «Компас 12», или КАМАЗ-43082-38511: его полная масса составляет 11 990 кг, то есть он проходит под запрещающие 12-тонные знаки и ему не страшен «Платон». У «Компас 5» (КАМАЗ-43085-33111) декларируется полная масса 3,5 тонны, но в буклетах к новому LCV не указывается снаряженная масса. Если вспомнить, что писали два года назад в профильных изданиях («„Компас“ — убийца „ГАЗели“!»), то теперь можно сказать, что новый LCV из Челнов будет в первую очередь «убивать» тяжелую «ГАЗель Next 4,6». Хотя нанесет тяжелые ранения и обычной «ГАЗели Next» полной массой 3500 кг. То есть «Компас 5» — грузовик, рассчитанный на груз более чем 1,5 тонны.Движок