В конце ноября 2023 г. в издательстве Российского государственного гуманитарного университета вышла коллективная монография «Наука большой страны: советский опыт управления». Предложенное читателю комплексное описание мер государственной политики по управлению научными исследованиями в СССР подготовлено в рамках ключевой инициативы «Десятилетия науки и технологий» «Работа с опытом» исследовательским коллективом под руководством доктора ист. наук, профессора, директора Центра истории российской науки и научно-технологического развития Евгении Долговой. Презентация издания состоялась на площадке Конгресса молодых ученых 29 ноября 2023 года. Что же это за издание? Авторы Для того, чтобы максимально полно и разносторонне осветить все грани бытия науки советского периода, науковедческий центр РГГУ собрал ведущих специалистов по истории и социологии науки советского периода: • Евгения Долгова, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета, ответственный редактор, автор трех глав – «Советская наука: что ее отличает от российской и мировой?», «Каждый четвертый ученый мира: кадровая политика», «Империя знаний: Академия наук (в) СССР»; • Михаил Грибовский, доктор исторических наук, профессор кафедры российской истории Национального исследовательского Томского государственного университета, автор главы «Наука в советском вузе: в тени отраслей и академий»; • Ирина Дежина, доктор экономических наук, руководитель Департамента анализа научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий, профессор НИУ «Высшая школа экономики, автор главы «Что изменилось в первое десятилетие после распада СССР?»; • Марина Окунева, кандидат юридических наук, старший преподаватель департамента права Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета, автор главы «Взгляд сверху: система управления и координации»; • Екатерина Стрельцова, кандидат социологических наук, директор Центра статистики и мониторинга науки и инноваций Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник, доцент, автор главы «Взлеты и падения: статистический анализ развития советской науки»; • Дмитрий Сапрыкин, кандидат философских наук, доцент Московского физико-технического института, директор ООО «Лаборатория промышленных исследований», автор главы «Система промышленных исследований и разработок в СССР»; • Светлана Ульянова, доктор исторических наук, профессор, профессор Высшей школы общественных наук Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, автор главы «Отраслевая наука: структура организации и управления». В подготовке отдельных материалов принимала участие Валерия Слискова, аспирант исторического факультета Российского государственного гуманитарного университета, начальник отдела Научного архива Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. Фокус В фокусе внимания авторов оказалось изучение опыта организации, управления и поддержки науки в СССР, рассматриваемое в контексте влияния значимых событий национальной истории и тенденций мирового научно-технологического развития. На основе широкого круга источников из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива новейшей истории, Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного архива экономики, Архива Российской академии наук, иных отраслевых и региональных хранилищ, авторам удалось охарактеризовать меры советской государственной политики по управлению научными исследованиями и разработками и дать ответы на значимые вопросы: В какой степени особый характер советского государства влиял на содержание и направленность научной политики, на особенности функционирования и развития самой науки? Была ли советская модель управления наукой в ее различных институциональных секторах результативной и успешной? В каких сферах властные решения по управлению научными исследованиями носили опережающий, а в чем – запаздывающий характер? Первая глава носит характер проблемного предисловия и ставит вопрос – чем собственно советская наука отличается от российской и мировой? Во второй главе на основе статистических данных, характеризующих размер и структуру сети научных учреждений и других организаций, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность, кадровый потенциал науки, ее дисциплинарную структуру, Екатериной Стрельцовой проведен анализ этапов и тенденций развития советской науки, сопровождаемый историческими и социологическими комментариями и пояснениями. В четвертой главе Евгенией Долговой рассмотрена кадровая политика в сфере науки – формирование советской системы научной аттестации, подготовки и продвижения научных кадров, обеспечения мер по повышению престижа профессии ученого – как материальных, так и внеэкономических стимулов. В отдельных главах раскрыты особенности управления научными исследованиями и разработками в различных секторах науки: академическом, вузовском, отраслевом. В шестой главе Михаил Грибовский охарактеризовал место высшей школы в советской науке. В завершающей девятой главе Ирина Дежина, на основе анализа процессов реформирования науки в постсоветское десятилетие, раскрыла такие сюжеты, как проницаемость границ между советской и российской наукой, влияние долговременных тенденций и управленческих решений на состояние сферы науки в переходный период.Индикатор