KPI (от английского термина Key Performance Indicators, ключевые показатели эффективности) — это измеряемые (числовые) показатели деятельности, помогающие четко отобразить и оценить степень достижения целей или оптимальности процесса, его результативность и эффективность. KPI используются в менеджменте для контроля и оценки работы отдельных сотрудников, рабочих групп, подразделений и целых компаний. Также анализ исполнения KPI помогает в оценке реализации избранной стратегии развития. Говоря простыми словами, KPI — это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов. Его внедрение в менеджмент считалось настолько успешным, что в конце ХХ в. технологии постановки, пересмотра и контроля целей и задач легли в основу современных теорий управления под названием “Управление по целям”. Основные разновидности KPI таковы: проектные (результативность проекта, ожидания менеджера проекта); целевые (индикаторы приближения к цели или соответствия поставленным задачам); процессные (определение экономической эффективности работы). Обычно это финансовые и прочие ресурсные показатели. опережающие — позволяют управлять работой внутри отчетного периода, достигая заданных результатов к моменту его завершения. Эти показатели позволяют в динамике анализировать текущую деятельность подразделений и компании в целом, параллельно прогнозируя, какие денежные потоки могут быть в будущем, изменение качества процессов и продукции, степень удовлетворенности заказчиков и т.д. В управлении бизнес-процессами (BPM) используются следующие индикаторы: KPI результата — позволяет определить какой результат и в каком объеме произведен; KPI затрат — позволяет определить объем затраченных ресурсов; KPI эффективности — характеризует соотношение полученного результата к затратам ресурсов (таким, как ROI, целевая стоимость одной продажи); KPI производительности — характеризует соотношение полученных результатов к затраченному времени (например, количество продаж за месяц); KPI функционирования — позволяет оценить соответствие исполняемого бизнес-процесса требуемому алгоритму работ по его выполнению (определяется, насколько полно и четко выполнены все требования).Какие KPI используются в различных отраслях? KPI сотрудников отдела продаж: объемы проданного товара или услуги за определенный период; количество и средняя стоимость подтвержденных заказов; трафик потенциальных клиентов; удержание постоянных и возврат утраченных покупателей. KPI розничных продаж: объем продаваемой продукции; обучение новых сотрудников; ассортимент предлагаемых товаров и услуг; клиентоориентированность; снижение риска ущерба. KPI отдела по управлению персоналом: текучесть кадров; карьерный рост, его динамика для основной массы сотрудников; количество и причины увольнений; количество присылаемых резюме от соискателей; стоимость отсутствия работника на месте и количество нерабочих дней; вовлеченность в рабочий процесс; результативность обучения. Особенно если они связаны с творчеством или, например, с событиями, ход которых не зависит от самого сотрудника. Однако мода везде и для всех прописывать показатели эффективности порой доводит неплохую в целом идею до абсурда. Как показывает практика, после правильного внедрения системы KPI ключевые показатели сотрудников начинают расти, так как каждый видит четкую взаимосвязь между ними и своим доходом. Здесь нужно придерживаться важных правил: каждый показатель должен быть измерим; набор показателей должен быть достаточен для полноценного управления бизнес-процессом; бухгалтерская стоимость измерения показателя не должна быть выше эффекта от его внедрения.Укррудпром