В декабре 1651 года в местечке Макаров под Киевом в семье простого казака родился тот, пред которым склонятся четыре царицы. Через 17 лет сын к тому времени уже сотника Саввы Григорьевича Туптало Даниил поступил в знаменитую Киево-братскую коллегию Петра Могилы. В этом «рассаднике духовного просвещения русского народа» незаурядные способности юноши сразу выделили его среди сверстников. «Но еще более отличался он своим благочестием и скромным нравом, которые удаляли его от всяких увеселений, свойственных его возрасту», – писал позже камергер императорского двора, литератор, историк, путешественник, почётный член Императорской академии наук Андрей Николаевич Муравьёв. Не удивительно, что через несколько лет Даниил Тупталенко, «следуя раннему влечению своего сердца и проникнутый чтением отеческих книг», принял монашеский постриг. Будучи наслышанным о достоинствах Димитрия, владыка оставил его в своей епархии, особо нуждавшейся тогда в искоренении латинских веяний, оставшихся после унии и польской оккупации. Здесь создавался мощный интеллектуальный кулак противодействия «козням латинским»: архиепископ вызвал из Литвы видного богослова Иоанникия Голятовского; дал прибежище обратившемуся в Православие бывшему лютеранину, немецкому теологу, получившему известность уже под «русским» псевдонимом Адам Зерников (с ним будущий святитель Димитрий особо близко сошёлся, спустя годы покровительствуя в издании трудов друга против латинской ереси). Конец «шатаниям» иеромонаха Димитрия по Западной Руси положил гетман Войска Запорожского Иван Самойлович, призвав к себе в Батурин. И если из Чернигова, Вильно и Слуцка (где надолго – на целые месяцы, а то и годы останавливался о. Димитрий) его приглашали в различные обители для проповеди, то в Батурин уже слали предложения возглавить ту или иную обитель. Радуйся, цевнице духовная Русская церковь к тому времени давно испытывала необходимость в собрании воедино, критическом исследовании и издании полного свода житий святых, обрывочные и разрозненные сведения о которых доходили на Русь нередко в виде, извращённом народным мифотворчеством либо католическим прочтением. Как через четверть века в последнюю свою ночь перед кончиной откроет Димитрий Ростовский своему любимому ученику Савве, что некоторые святые являлись ему во сне, лично уточняя те или иные подробности своей жизни, обстоятельства мученической смерти и даже указывали на ошибки, совершаемые самим Димитрием. Но сам будущий святитель, конечно же, не полагал себя святым. Забегая наперёд, скажем что в «безнадежном» книжном деле святитель Димитрий стал самым плодовитым (свыше тридцати томов сочинений) и самым читаемым из всех авторов, писавших на церковнославянском языке. По мнению литературоведов, стиль Димитрия Ростовского можно считать вершиной церковнославянского языка. Академик Д.С. Лихачев называет Димитрия Ростовского «последним писателем Древней Руси», который имел «огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». Уже в 1690 г., после издания первого тома житий игумен Димитрий удостоился благодарственного письма ему Патриарха Московского Адриана: «Сам Бог воздаст тебе, брате, всяческим благословением, записав то в книге живота вечного за твои богоугодные труды в писании, исправлении же и издании книги душеполезной житий святых на три месяцы первые, септемврий, октоврий и ноемврий». Иоанн возвёл Димитрия в сан архимандрита, назначив настоятелем прославленного Елецкого монастыря. Чадолюбивым отцем бывый В 1702 г. митрополит Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру. Сии три подвижника в Сибири, святитель Димитрий в Ростове, местоблюститель Стефан в столице, ревностный защитник православия и достоинства иерархии, Лазарь и Феодосий в Чернигове, Варлаам в Киеве! Фонд стратегической культуры * Здесь, в заголовке и подзаголовках – цитаты из Акафиста святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, чудотворцу Вы можете прочитать эту запись в «Живом Журнале» Мирославы Бердник, а также оказать автору финансовую поддержку.GOLOS.EU