Тайны прошлого: в Ригу прибыла берлинская императорская панорама

В начале октября 1893 года рижская пресса информировала горожан о том, что в город прибыло отделение берлинской императорской панорамы. Оно разместилось на углу улиц Купеческой и Сарайной (нынешние Тиргоню и Шкюню). Публике обещали Швейцарию, Энгадин, Рагац. Крохотное объявление, всего несколько строк, а за ним целая эпоха, не имевшая кинематографа и развлекавшаяся другими доступными средствами. Это сейчас есть телевидение, интернет, мобильная связь и прочие радости жизни, позволяющие без особых усилий посмотреть на все самые заброшенные уголки мира, через яркие образы узнать о всех новостях. Одна карточка сменялась другой, и зритель переносился из одного города в другой. Все хорошо, одно неудобно: зрелище рассчитано лишь на одного зрителя. В основе конструкции — деревянный барабан диаметром 3,75 м, в стенах которого размещены 24 или 25 пар снабженных линзами смотровых отверстий. Зрители садились вокруг барабана, а перед их глазами перемещались стереоскопические картины — диапозитивы на окрашенных стеклянных пластинках размером 9 на 18 см. Изнутри пластинки подсвечивались лампами. При помощи нехитрого механизма диапозитивы продвигались внутри барабана. Учитывая, что было абсолютно все равно, с какого слайда начинать просмотр, сеанс начинался одновременно для всех зрителей, примкнувших к волшебным окошкам. Август Фурманн решил не мелочиться и назвал свое детище «Императорской панорамой» (Kaiserpanorama). Ученые и техники того времени использовали звучавшее более скромно и непонятно слово «фотопластикон», но Фурманн понимал, что на «фотопластикон» огромное число зрителей собрать проблематично, а вот на «Императорскую панораму» — без проблем. Вскоре во многих городах Германии и по всей Европе появились десятки, затем сотни таких панорам. А чтобы зрители возвращались снова и снова, Август Фурманн еженедельно поставлял всем панорамам комплекты из новых 50 диапозитивов: фотографии из экзотических стран и репортажи о важных событиях. «Музыки, столь разнеживающей, когда путешествуешь в кинематографе, здесь, в „Императорской панораме“, не было, — пишет он. Разве что после падения немецкой империи Фурманн переименовал «Императорскую панораму» в «Мировую».Baltijas Balss