«Костюмы от Зацаринной!» — именно так объясняют визуальный эффект от своих творческих номеров руководители алтайских коллективов, которые уже на протяжении многих лет сотрудничают с известным мастером. Таких, как Лариса Зацаринная, сегодня называют дизайнером одежды, хотя в её трудовой книжке ещё с советских времен значится одна запись: «Художник-модельер по сценическому костюму». Тысяча эскизов в год Хорошо рисовала Лариса Зацаринная с детства. Поэтому после шестого класса оказалась сначала в художественной школе № 1, а потом и в Новоалтайском художественном училище.— К шитью и рукоделию у меня тоже была склонность — этим навыкам мы обучались на занятиях декоративно-прикладным творчеством, к тому же всю жизнь проработала портной в ателье моя тетя, — пояснила Лариса Васильевна. Подобные производства существовали по всей стране и обеспечивали артистов театров и творческих коллективов сценическими костюмами. С головой погрузиться в работу художника-модельера Ларисе Зацаринной пришлось в декрете — от главного инженера она получала задания, которые сопровождались небольшими комментариями, настраивающими на творческий лад. И если учесть, что на комбинате трудились три таких художника, то в целом получалось около тысячи эскизов в год.Наше, сибирское Постоянными заказчиками комбината были барнаульские коллективы: «Огоньки», «Вечерки», «Юность», «Иван да Марья», «Хорошки», «Песнохорки», «Светлячки», «Карусели», ансамбли, действующие при культпросветучилище и институте культуры, при местных национальных автономиях. От Ларисы Зацаринной требовалось проконтролировать, чтобы придуманный костюм был воплощён в жизнь и выглядел как на картинке.— Лично я с этой целью не раз отправлялась вместе с ансамблем «Песнохорки» в творческие командировки к старообрядцам — пока участники коллектива собирали фольклор, я исследовала тему исконных костюмов.Со сцены и вблизи С наступлением 1990-х комбинат не раз менял адрес и форму собственности. В момент, когда накануне нового, 1999 года решалась наша судьба, вдруг поступил объёмный заказ сначала от одного из коллективов ЗАТО Сибирский, а затем и из Новокузнецка, где-то когда-то выступал наш ансамбль «Юность» в созданных мною костюмах, — вспоминает Лариса Зацаринная. — С тех пор мы стали тесно сотрудничать с коллективами Кемеровской области — несмотря на то, что это обеспеченный регион, там не оказалось специалистов нашего уровня. К тому же для нас было важно, чтобы костюмы не только со сцены смотрелись достойно, но и вблизи выглядели как произведения искусства.Постепенно к Ларисе Зацаринной стали обращаться коллективы Дальнего Востока, Урала и даже из-за рубежа. — В обычном ателье за такое, как правило, не возьмутся.Востребованный мастер Сегодня костюмы Ларисы Зацаринной можно увидеть на всех концертных и театральных сценах Барнаула. Даже частные и корпоративные представления нередко проходят с участием её костюмов, заказы на которые Лариса Васильевна начинает принимать уже в сентябре.— Срочно потребовались новые костюмы для ансамбля «Вечёрки» краевой филармонии, и я стала думать — где можно было бы их пошить. Вместе с его мастерами мы одеваем филармонические коллективы, в том числе и «Огоньки», в репертуаре которых в последние годы появилось немало хореографических спектаклей, готовимся к очередному юбилею ансамбля «Иван да Марья».—Газета "Вечерний Барнаул"