В Москве сыграли музыкальный спектакль об узниках концлагеря
До Москвы добралось легендарное «Кабаре Терезин» В Центральном доме актера показали музыкальный спектакль «Кабаре Терезин», основанный на стихах и музыке узников концлагеря Терезиенштадт. Постановка Нины Чусовой появилась благодаря поддержке Российского еврейского конгресса (РЕК) и фонда Еврейского музея и центра толерантности. С подробностями — Алла Шендерова. «Руки сложим мы в молитве — вот спасибо, дядя Гитлер», «Надоело от соседей прятать желтую звезду? / Гетто для известных евреев, ученых и деятелей искусства со всей Европы, устроенное в старой чешской крепости, нацисты упорно не называли концлагерем. «Гитлер дарит евреям город» — целая рекламная кампания, на которую попадались не только сами евреи, но даже международный Красный Крест. Все работало само собой: музыканты играли, артисты пели и танцевали, поэты писали стихи. Детям запретили учиться, но выпускница Баухауса Фридл Брандайс создала в лагере уникальную систему художественного воспитания. Но почти за четыре года было прочитано 2,5 тыс. лекций, работали кабаре, опера и драматический театр. В 1992 году австрийский актер и режиссер Александр Вехтер, чьи родственники погибли в концлагере, пригласил российского композитора Сергея Дрезнина сделать спектакль о кабаре Терезиенштадта. В 1993-м он поставил роман Йорама Канюка «Адам — сукин сын», переместив рассказ о еврейском клоуне, вынужденном изображать собаку коменданта лагеря, на арену цирка: клоун Адам (знаменитый сегодня Игорь Миркурбанов) ходил по канату под куполом специально разбитого шапито. Игорь Писарский перевел тексты на русский, а свела их воедино Нина Чусова, сделав легкое полуторачасовое кабаре, оказавшись зрителем которого, каждую секунду ощущаешь: шаг влево — и ты завоешь, шаг вправо — сморщишься от пошлости. Экс-премьерша театра Женовача, вокалистка сразу нескольких групп Мириам Сехон, изумительно поет, а двигаются тут по-кабаретному легко все — наученные хореографом спектакля Сергеем Филиным и его помощницей Софьей Гайдуковой. Впрочем, все в этом спектакле мчится таким вихрем, что осознать не успеваешь, как не успеваешь рассмотреть рисунки узников, проецируемые на облупившиеся стены лагеря. Все это вспоминаешь уже после спектакля, пытаясь понять, как представители Красного Креста, ради визита которых в июне 1944-го лагерь на один день превратили в потемкинскую деревню, не поняли, что здесь происходит на самом деле. «Люди обедают, только обедают, а в это время… разбиваются их жизни»: если заменить «обедают» на «поют», чеховская фраза будет описывать «Кабаре Терезин» в постановке Нины Чусовой.Коммерсантъ
Эта новость в СМИ