Экоповестка в Европе против топливного рынка: кто кого

Руководители европейских стран, опираясь на принципы декарбонизации и экологической повестки, бьют по нефтепереработке Старого Света все сильнее, тем самым ставя топливный рынок ЕС в крайне сложное положение. Отказавшись от бензина, дизеля и других нефтепродуктов из России, Европа вынуждена была тут же нарастить поставки из ОАЭ, Турции и Индии. Нью-Дели, кстати, благодаря увеличению закупок нефти из РФ, успешно модернизирует и расширяет мощности на своих нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), заполоняя европейский рынок своим дизелем и бензином. А вот сами НПЗ в Европе чувствуют себя все хуже. Мало того что в регионе падает спрос, так еще и конкурировать с импортными нефтепродуктами все сложнее, поскольку на производство своего бензина, дизеля и других топлив тратится все больше средств из-за дорогой энергии. Цель такой инициативы – остановить экспорт дешевого, но низкокачественного (по европейским стандартам) моторного бензина, дизеля и других нефтепродуктов из своих портов в Западную Африку. Министр окружающей среды Бельгии Закия Хаттаби объявил в конце июля, что страна "запретила экспорт токсичного топлива, которое запрещено внутри страны, но продолжала до этого времени поставлять его в страны Западной Африки, включая Нигерию, Гану и Камерун". Напомним, Бельгия, как и Нидерланды, традиционно являлась весьма серьезным поставщиком топлива в страны Западной Африки. Логистика морских перевозок и небольшое транспортное плечо, огромная инфраструктура для отгрузки и хранения топлива на берегу северо-западной Европы объективно делали Бельгию и Нидерланды весьма удобным и дешевым поставщиком для стран "черного континента". Европейские НПЗ долгие годы производили топливо с высокими стандартами для внутреннего рынка, но также и более низкого стандарта – для стран Западной Африки, где покупателей такой товар вполне устраивал (в этих странах "зеленый фанатизм" отсутствует). В апреле 2024-го, когда начались консультации об остановке экспорта "токсичного" топлива, Западная Африка импортировала из Бельгии около 137 000 баррелей бензина в сутки, что составляло 33% импорта всего региона. Не санкции отрезали европейских нефтепереработчиков от рынка в Африке, не война, не стихийное бедствие и даже не Россия! Южноазиатская страна, кстати, отлично на этом зарабатывает (покупая нефть у РФ по выгодной цене, а после переработки продавая топливо Европе). Как написала в начале 2024 года The Indian Express, Европа стала основным пунктом назначения для экспорта нефтепродуктов из Индии, таких как бензин и дизельное топливо, поставив этих продуктов на сумму $18,4 млрд в текущем финансовом году (с апреля 2023-го по январь 2024-го). На рынке все больше азиатских игроков, у которых затраты на энергию для производства бензина и дизеля уходит меньше, а сами власти стран ЕС еще и отсекают свои же НПЗ от выгодных внешних рынков.Baltnews