Духовное влияние русской эмиграции – одна из тем конференции в ПСТГУ

Москва, 20 мая, Благовест-инфо. Русская эмиграция и ее влияние на II Ватиканский собор, роль русской эмиграции в получении томоса Православной Церковью в Америке (ПЦА), возрождение паломничества на Святую Землю – эти и другие темы рассматривались 16-17 мая на ХVI международной научной конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Форум провели совместно Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН) и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ). Секция 17 мая была посвящена теме «Духовное влияние русской эмиграции». Протоиерей Вадим Суворов, ректор Коломенской духовной семинарии, профессор, доктор богословия представил сообщение «Русская эмиграция и экклезиологическая реформа в Римско-Католической Церкви в ХХ веке: на перекрестье путей и судеб», в котором говорил о взаимной заинтересованности и влиянии католических и православных богословов. Докладчик определил ряд факторов с православной стороны, которые способствовали пробуждению этого взаимного интереса: это новое осмысление учения о роли первенствующего епископа на Поместном Соборе 1917-18 гг.; распад системы церковного управления в результате гражданской войны и поиск новой модели церковно-государственных отношений; стремление Константинопольского патриархата подчинить православные диаспоры; уход митрополита Евлогия «под Константинополь» и попытки дать этому экклезиологические обоснования. О. Николай Афанасьев и католические богословы (скриншот трансляции) О. Вадим отметил особое внимание в среде русской эмиграции к подготовке II Ватиканского собора – в диалоге участвовали преимущественно богословы евлогианского направления: епископ Кассиан (Безобразов), протопресвитер Александр Шмеман, о. Николай Афанасьев. Статья последнего открывала сборник «Первенство Петра в Православной Церкви» (1960, на французском языке) и была озаглавлена «Церковь, которая председательствует в любви», она вызвала большой интерес не только в православных, но и в римско-католических кругах, а также в среде протестантских богословов. По словам докладчика, в документах Собора «очевидно влияние Афанасьева». Андрей Кострюков (ПСТГУ), доктор исторических наук, кандидат богословия подготовил доклад «Русская эмиграция и американская автокефалия», в котором рассказал о том, как русская эмиграция способствовала тому, что в 1970 г. ПЦА получила томос об автокефалии от Московского патриархата. В эти годы, как отмечается в докладе, Константинополь стремился подчинить себе православных эмигрантов, а другие поместные Церкви стали открывать свои национальные епархии. Историк рассказал о тех трудностях, которые переживала Североамериканская митрополия в конце 20 – начале 30-х гг.: Московская патриархия «давила», требуя подписку о лояльности советской власти, а РПЦЗ «пыталась втянуть в свое видение церковно-государственных отношений (сохранение Святой Руси, православной монархии и т.д.)». В результате последние в 1927 г. на Архиерейском соборе РПЦЗ запретили митрополита Платона в служении, а в 1933 г. то же сделала Московская патриархия. Кратко остановившись на послевоенных годах, когда американские православные вели переговоры с Московским патриархатом о статусе Поместной Церкви, докладчик подчеркнул, что немалое значение в том, что автокефалия была получена, имели московско-константинопольские взаимоотношения: Константинопольский патриархат «стал активно объединять все юрисдикции под себя», а Москва «решила вставить палку в колесо Константинополя», признав самостоятельность ПЦА. Историк Нина Семенченко (Институт востоковедения РАН) в докладе «О паломничестве представителей Русского Зарубежья на Святую Землю» рассказала о том, с какими трудностями было связано возобновление традиции русского паломничества, которая фактически прекратилась после I Мировой войны. Петров известен не только как регент хора на подворье Пантелеимоновского монастыря, но и как церковный художник и реставратор – вместе с супругой они расписали Свято-Андреевскую церковь, написали иконы для Николаевской церкви и др., а также как председатель русского благотворительного общества Свв. Масленников, ученик Римского-Корсакова, в эмиграции также стал регентом в ряде православных церквей Стамбула, стал известен своими переложениями богослужебных песнопений на 4 голоса, популяризацией произведений русских композиторов.Благовест-инфо