От советского порядка к российскому хаосу Советский зритель привык смотреть фильмы в кинотеатре. Согласно данным архива Госкомстата, собранным киноведом Сергеем Кудрявцевым, свыше 50 фильмов, показанных за все время существования СССР, имели аудиторию свыше 50 миллионов зрителей. Телевидение показывало полнометражные и многосерийные картины, что не мешало кинотеатрам привлекать публику. В 1980-х годах в СССР появляются видеомагнитофоны и кассеты, создаются видеопрокаты. В 1986 году при Госкино СССР открывается ВТПО «Видеофильм», отвечавшее за производство и продажу кассет. В тираж шли фильмы, получившие прокатное удостоверение, так что видеокассеты дублировали афишу кинотеатров. Возникшая борьба между кассетами и кинотеатрами продлилась всего несколько лет и завершилась разгромной победой малого экрана. Обычный советский кинотеатр имел график премьер и понятные краткосрочные планы — новые фильмы появлялись один за другим. Развал СССР разрушил всю киносистему: государство больше не спонсировало производство фильмов в былых объемах, кинотеатры сами отвечали за свое будущее. Управление издержками влияло на ассортимент кинотеатров, многие культовые картины прошли мимо проката. О состоянии российских кинотеатров на заре Российской Федерации также говорит отсутствие информации по сборам — единой системы подсчета просто не было. Стандартный хит советского проката привлекал миллионы зрителей, хит проката 1990-х ограничивался сотнями тысяч зрителей. Аудитория быстро привыкла к тому, что свежий контент нужно искать не в кинотеатрах, а в телевизоре, где свежие для локального рынка картины появляются чаще и стабильнее. Кассеты на любой вкус Зрители, которые все-таки мечтали смотреть кино — причем зарубежное и хотя бы более менее новое, — осваивали индустрию пиратского контента и пользовались услугами проката. Это еще одно доказательство, что российская аудитория привыкла к тому, что новинки кино доезжают до нашей страны значительно медленнее.Forbes