Какого цвета «Козлиная песнь»

Константин Вагинов внес капитальный вклад в петербургский миф и петербургский текст – в особенности своей прозой. Это мнение стало уже общепринятым. Существование петербургского текста (ПТ) постулировал в 1973 году Владимир Топоров, а в 1984-м посвятил ему отдельную работу. С тех пор это понятие приобрело чрезвычайную популярность. Основополагающим сочинением ПТ считается пушкинский «Медный всадник». К ядру ПТ относятся также пушкинские «Пиковая дама» и «Домик в Коломне»; «Петербургские повести» Гоголя; «Бедные люди» и «Двойник», «Преступление и наказание» и «Идиот» Достоевского; городская лирика Некрасова; «Обломов» и «Обыкновенная история» Гончарова. Вклад символистов – также мотивы сновидения (Блок и Ремизов) и пришествия Антихриста (Мережковский). Важные тексты ПТ – «Черная курица» Погорельского; «Уединенный домик на Васильевском» Титова-Космократова; проза Владимира Одоевского («4338-й год», «Саламандра», «Русские ночи»); физиологические очерки (Некрасов, Бутков, Григорович, Панаев); петербургские стихи Михаила Дмитриева; «Сон Попова» А.К. Толстого; «Что делать?» На этом фоне стихи и проза Вагинова, по словам Топорова, «представляют своего рода отходную по Петербургу, как бы уже по сю сторону столетнего Петербургского текста». Роман «Козлиная песнь» (КП) был вчерне написан в 1926 году. Краткий журнальный вариант появился в 1927-м, полный книжный в 1928-м, но Вагинов продолжал править и переписывать роман и в 1929-м. Елена Жаднова на примере КП поднимает интереснейшую проблему колористики петербургского текста. Например, в «Преступлении и наказании» доминирующий цвет – желтый. Желтые обои и мебель в комнатах старухи процентщицы и пожелтелая ее кацавейка. Желтая каморка Раскольникова. Желтое от пьянства («и даже зеленоватое») лицо Мармеладова. Желтый билет Сони. В петербургской прозе Вагинова, по мнению Жадновой, доминирует зеленый цвет.Независимая газета