В 30-е годы знаменитый скульптор Исаак Иткинд был на пике своей славы, его работы выставлялись и в СССР, и за границей. Но все сломало неожиданное обвинение в шпионаже, из-за которого он на 30 лет оказался в забвении. TengriMIX со ссылкой на "Избранное" расскажет, как казахский народ помог восстановить ему честное имя. "В 1967 году в подмосковном Доме творчества кинематографистов "Болшево" молодой режиссер-документалист из Казахстана Арарат Машанов показывал столичным мэтрам кинематографа свой 20-минутный документальный фильм "Прикосновение к вечности" - о знаменитом в 30-е годы скульпторе Исааке Иткинде, пережившем свою официальную смерть. На экране коренастый, полутораметрового роста, 96-летний, с огромной седой бородой старичок, похожий на Саваофа или рождественского гнома, деловито расхаживал среди огромных деревянных и гипсовых скульптур, работал по ним резцом, и глаза его блестели живым, молодым озорством. А диктор рассказывал в это время, что Исаак Иткинд был в 30-е годы знаменит вровень с Шагалом, Эрьзей и Коненковым и что скульптуры Иткинда стоят в музеях Франции, Западной Германии, США и... в кладовых-запасниках Русского музея в Ленинграде и Пушкинского музея в Москве. Мы увидели двухметровую деревянную скульптуру Александра Пушкина, это был юный, тонкий, стройный, вдохновенный и, я бы сказал, сияющий Саша Пушкин на взлете своего гения. Камера мягко ушла с этой надписи и снова показала нам жизнь Иткинда в Алма-Ате, но дальше уже весь фильм был освещен для нас смыслом этой короткой надписи: для всех музеев мира жизнь гениального скульптора Исаака Иткинда оборвалась в сталинских лагерях в 1938 году. В Союзе казахских художников мне сказали, что Иткинд болен, простужен и живет у черта на рогах - на окраине Алма-Аты в квартире без телефона. "Юный Пушкин" В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике - не то гноме, не то колдуне, который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Несколько известных казахских художников, в том числе художник Николай Мухин, поехали на окраину Алма-Аты, на Головной Арык. "Умирающий Пушкин" Перед ними стоял Исаак Иткинд - скульптор, который еще 8-10 лет назад был в СССР так же знаменит, как сегодня во Франции знамениты Марк Шагал и Пикассо. О нем писали тогда чуть ли не все газеты, с ним дружили знаменитые писатели и режиссеры - Максим Горький, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд, Василий Качалов, его опекали столпы советской власти - нарком просвещения Анатолий Луначарский и первый секретарь Ленинградского обкома партии Сергей Киров. Конечно, они не могли поверить в то, что этот всемирно знаменитый скульптор, этот маленький гениальный гном с чудовищным еврейским акцентом - японский шпион и что он хоть что-то смыслит в военных секретах Балтийского флота. 1961 год Это был эскиз "Смеющегося старика" - скульптуры, которая через два десятка лет станет одной из самых знаменитых работ Иткинда. Поэтому, когда зимой 1956 года в Алма-Атинский государственный театр пришел бездомный, маленький 85-летний старик, никто не опознал в нем знаменитого скульптора Иткинда. В том 1956 году таких оборванных стариков, только что выпущенных из сибирских и казахских лагерей, были сотни тысяч. Молодой и деятельный казахский поэт Олжас Сулейменов и еще несколько известных писателей и художников стали хлопотать, чтобы старика приняли в Союз художников, а затем... затем к Иткинду пришла слава.Деловой Казахстан