Берестяная грамота №128 из Великого Новгорода могла быть шпаргалкой для певчего

Новгородская берестяная грамота №128, о которой пойдёт речь в новом выпуске проекта «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту», имеет очень необычный вид. Текст записан в четыре столбца, разделённых вертикальными линиями. Писавший явно подражал оформлению книг. И неслучайно. Как и многие берестяные тексты, грамота сохранилась не полностью, но смысл оказалось определить несложно, – это песнопение, обращённое к Богородице. Понятно это не только по содержанию, но и, например, по множеству сокращений, которыми изобиловали церковные тексты. Подавляющее большинство найденных в России берестяных грамот имеют светское содержание, но на бересте сохранилось немало и записей церковных текстов – примерно 5%, указал Алексей Гиппиус. 128-я грамота, найденная на Неревском раскопе в Великом Новгороде в слоях конца XIV века, стала первой, которая содержит полноценный церковный текст – ирмос. Зачем новгородцам понадобилось записывать такие тексты на бересте? Певчие порой записывали текст стихиры, священник мог нацарапать писалом запись с драматургией хода церковной службы или текст для отпуста, который завершал богослужение. Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты». Кстати, несмотря на то, что текст 128-й грамоты, бесспорно, является церковным, в него проникла и бытовая орфография новгородцев. Так что грамоту вполне мог составить какой-нибудь певчий и, возможно, поглядывать в неё во время церковной службы. Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!Новгородские ведомости