Die Welt (США): как Фердинанд Порше проиграл гонку за танк «Тигр» (Die Welt)

Летом 1941 года Управление вооружений сухопутных сил Третьего рейха дало задание разработать новый тяжелый танк для вермахта. Прототипы должны были представлены всего лишь через одиннадцать месяцев. Порше сделал ставку на суперсовременный двигатель. Условия выполнения задания были четко определены: через двенадцать месяцев разработчики должны были представить первые пригодные к эксплуатации прототипы. На этом настаивал полковник Себастьян Фихтнер в июне 1941 года, не принимая никаких возражений. Этот 47-летний профессиональный военный, офицер, воевавший в Первую мировую войну (в том числе и под Верденом) и затем служивший в рейхсвере в автомобильных войсках, в 20-е годы параллельно со службой получил инженерное образование и в 1937 году возглавил Отдел материально-технического обеспечения танковых воск Управления вооружений сухопутных сил. По этой причине он отлично знал все стадии развития немецких гусеничных бронемашин — начиная от танка I, улучшенной тренировочной машины (которая тем не менее еще весной 1941 стояла на вооружении танковых дивизий), легкого и маневренного танка II, затем танка III, первого настоящего боевого танка вермахта, и, наконец, до модели IV, которая послужила основой для многочисленных модификаций. Конечно, Управление вооружений сухопутных войск не сидело без дела, после того как в 1936 году первый прототип танка IV был готов к испытаниям. Оба «танка прорыва» были лишь увеличенными вариантами танка IV, от них вообще сделали только шасси — по одному от каждой модели. Но так как уже перед войной было ясно, что и Panzer IV в обозримом будущем будет лишь средним танком и что ему будут противостоять значительно более тяжелые танки противника, то были разработаны дальнейшие версии: VK 3001, VK 6501 und VK 3601. Новая машина должна была иметь концептуально новый корпус (впервые Управление вооружений сухопутных войск поставило перед конструкторами задачу создать модель, способную погружаться в воду). Максимальная проектная масса нового танка должна была составлять 45 тонн, это было значительно больше, чем у выпущенной весной 1941 года новой версии танка IV серии F. Однако ввиду планируемой толщины брони в 100 мм в лобовой части, а по бокам и на башне толщиной в 80 мм, выдержать даже этот параметр не представлялось возможным. Заказы на разработку VR 4501 получил оружейный завод «Хеншель & Зон» (Henschel & Sohn) в Касселе и штутгартское инженерное бюро Фердинанда Порше. Танк Хеншеля весил 55, а модель Порше даже 60 тонн. А Фердинанд Порше использовал идею, которую впервые испробовал в 1902 году: гибридный двигатель из двух 10-цилиндровых моторов внутреннего сгорания в качестве электрогенераторов и электромоторы для тяги. Но, к сожалению, гибридный двигатель танка Порше 20 апреля 1942 года не сработал. Воодушевленный этим Фердинанд Порше распорядился изготовить сто шасси на собственные деньги. Но в конечном итоге мнение Управления вооружений сухопутных войск возобладало: модель Хеншеля под названием танк VI «Тигр» была запущена в серийное производство. А Порше распорядился переоборудовать 90 из 100 шасси в противотанковые самоходные орудия, названные сначала «Фердинанд», а после модернизации «Элефант».ИноСМИ