Памяти Петра Мамонова. Семь нот спасения России

Судьба свела меня с удивительным человеком, великим русским артистом Петром Николаевичем Мамоновым (14 апреля 1951 — 15 июля 2021) и удостоила чести год назад проводить его в последний путь. Так получилось, что прошлым летом по просьбе его жены (Ольги Ивановны Мамоновой. — «Культура») мне довелось поехать за ним в деревню и привезти в Москву, чтобы вызвать скорую помощь для госпитализации. Ему было очень худо. Мы не знали, сможем ли довезти его. После своего второго рождения в сорок пять лет, когда пережил метанойю (изменение ума, покаяние), Петр стал совершать осознанное служение Богу и многих своим примером привел ко Христу и вере. Он был, по сути, со-работником Бога в деле всеобщего спасения, трудился там, где о Боге не говорил никто и никогда. Своим творчеством последних лет и в проникновенных беседах и интервью он неустанно показывал, насколько действенными и живыми могут быть личные отношения человека с Богом, насколько они могут менять жизнь человека при полной искренности, доверительном отношении и постоянной внутренней работе. Около тридцати лет назад, когда Петр Николаевич в театре Станиславского (сейчас это Электротеатр «Станиславский». — Петр строго следовал словам Христа о том, что «…нельзя служить двум господам: Богу и мамоне», и он служил Богу изо всех сил, падал, «лежал плотно, как тротуарная плитка», вставал и снова служил, а Господь давал ему все необходимое до конца дней. Он был «внештатным сотрудником Церкви», шел туда, где о Боге не говорят совсем, — на те каналы, передачи, в те издания, куда Церковь не могла проникнуть для проповеди о Христе: на НТВ, в «Московский комсомолец», «Эхо Москвы», к Ксении Собчак... Господь не освободил Петра от пороков, с которыми тот боролся до конца своих дней, но показал ему Путь спасения, Истину и Жизнь, о чем Петр Николаевич не уставал повторять. Часто журналисты упрекали Петра Николаевича за то, что он не хочет обсуждать прошлую жизнь, даже вспоминать ее. Даже одно из последних интервью Петра — на Первом канале Ксении Собчак — весной прошлого года наглядно показало, насколько он не понят светским обществом, особенно телеведущей. Люди любили Петра, верили ему и через это приходили к Богу. Сам феномен «рождения заново» обществу малопонятен, его можно изучать на примере жизни Петра Николаевича. Насколько я понял Петра, он понимал «Духовные скрепы» как «Закон, записанный в наших сердцах» — в сердцах наследников Российской империи и Советского Союза. Сейчас мне кажутся смешными наши потуги, когда мы с Ольгой Ивановной втайне от Петра Николаевича пытались добиться от властей присвоения Петру звания народного артиста России к его семидесятилетию без присвоения звания заслуженного, в виде исключения.Газета Культура