За 150 лет существования она повидала много разного люда: от царей до генеральных секретарей, от навьюченных поклажей крестьян до знаменитых артистов. Здесь жили, встречали, провожали, карали и увековечивали. Белгородская Вокзальная много раз менялась сама, но никогда не меняла своего названия. Всё логично Появилась она в Белгороде, разумеется, после прокладки железной дороги – в 1869 году. До этого местность в восточной части города считалась обычным болотом, на которое свезли сотни тонн песка и глины, чтобы стало возможно какое‑либо строительство. Первое письменное упоминание о Вокзальной, если верить краеведу Александру Крупенкову, встречается в «Списке родителей учеников Белгородской мужской гимназии от 1895 года», где напротив каждой фамилии стояли адреса проживания с указанием улиц, в том числе и Вокзальной. Помимо упомянутого издания, воспоминаний белгородцев и собственных впечатлений, в прогулке по Вокзальной у меня были отличные консультанты – наш редакционный фотограф, коренной белгородец Владимир Юрченко и краевед Сергей Петров, история семьи которого связана с этой улицей. Наш паровоз Связующим звеном, стержнем и жизнеопределяющим центром здесь всегда была железная дорога. Долгие годы здания (включая пекарни, магазины, общепит, даже кинотеатр в железнодорожном вагоне) на Вокзальной и на соседних кварталах принадлежали её ведомству. Оно их обслуживало, отвечало за благоустройство дорог и дворов, коммуникации и безопасность вплоть до 1994 года (если верить очевидцам), когда эти обязанности перешли городу. Не нынешний, так бывший или из железнодорожной семьи. Тогда у каждой железной дороги были свои строительные организации, которые собирались вместе, когда надо было быстро возвести что‑то большое», – рассказывает мне, выглядывая с балкончика, железнодорожник на пенсии Николай Иванович. Странно, что его выбрали фоном для легендарного музея-поезда, в котором разместилась экспозиция об истории белгородского отделения ЮВЖД. «Волна шла в основном из Харькова, поскольку белгородское отделение железной дороги № 1 подчинялось ему. И специалисты, окончив там железнодорожный институт, просто лётом летели в Белгород: у нас очень быстро строили и давали жильё. До войны это был элитный двухэтажный дом, во дворе которого стоял фонтан, интересный как символ времени. Кров и стол Около 1911 года на Вокзальной было как минимум две гостиницы: номера Доброродного и Небытова (на этом месте, в доме № 1, теперь находится региональное руководство Юго-Восточной железной дороги).БелПресса