Индустрия 4.0: технологической замены дворникам ещё не нашли

ТУРИН – До пандемии Covid-19 считалось, что роль низкоквалифицированного труда в экономике снижается На радикально меняемых диджитилизацией рынках труда, где почётное место занимают модные профессии группы STEM (естественные науки, технологии, инжиниринг, математика), могут процветать лишь высококвалифицированные профессионалы. А те, чьи рабочие места оказались под угрозой исчезновения из-за новых технологий, обречены на прекариат, избыточность, снижение мобильности и уровня жизни. Пандемия отчасти опровергла эти рассуждения, показав, какие именно работники являются действительно необходимыми. Выяснилось, что до сих пор не существует качественной технологической замены дворникам, работникам магазинов и коммунальных служб, доставщикам еды, дальнобойщикам и водителям автобусов, которые удерживали экономику на плаву в самые мрачные дни кризиса. Во многих случаях эти работники выполняют задачи, которые требуют способности адаптироваться к разным ситуациям, а также физических качеств, которые нельзя с лёгкостью закодировать в программе, чтобы их мог повторить робот. Тот факт, что эти наименее квалифицированные работники оказались устойчивы перед новыми технологиями, не должен удивлять. Проблема всегда была в том, что ликвидировать разрыв между социальной ценностью, создаваемой этими работниками, и зарплатами, которые они получают. Обычно считается, что именно низкоквалифицированные рабочие места со временем будут уничтожены новыми технологиями. За блестящими цифровыми фасадами большинства крупнейших технологических компаний сегодня скрывается очень сильная зависимость от низкоквалифицированных работников. В 2018 медианная зарплата работника Amazon не превышала $30 тысяч в год, что объясняется видом занятий большинства работников компании: управлением запасами товаров и подбор заказов на складах. То же самое можно сказать и о производителе электромобилей Tesla, где медианная зарплата в 2018 составляла примерно $56 тысяч в год: около трети её работников трудятся на сборочных заводах. Медианная зарплата в Facebook в 2018 равнялась $228 тысячам, но эта цифра не учитывает десятки тысяч внештатных работников с низкими зарплатами, которым компания поручает модерацию контента. Все эти тенденции особенно очевидны в гиг-экономике, где программы и алгоритмы обеспечивают работу платформ (двустороннего рынка) по продаже специфических услуг, которые выполняют реальные, а не виртуальные работники. В свою очередь, крупные корпорации, причём не только в технологическом секторе, должны переосмыслить то, как они оценивают и вознаграждают труд низкоквалифицированных работников.Forbes Казахстан