Райт Марусте: критический взгляд на чрезвычайное положение

Кризисы всегда будут. На них нужно учиться, чтобы лучше подготовиться к следующему кризису. Здесь помогает критическое мышление и анализ, а не эмоции, выдача желаемого за действительное или однобокие оценки. Помогают честность и прямота, а иногда и болезненная критика, потому что в противном случае все повторится снова. Коронавирусный кризис стал не только небывалым вызовом для медицины, но и привел к самому масштабному ущемлению нашего конституционного порядка за всю его современную историю. Когда правительство устами премьер-министра и руководителя чрезвычайного положения сообщило, что перед ним встал выбор - человеческие жизни или деньги, было заявлено, что в такой ситуации правительство выбрало жизни. "Увы, и Конституция, и вышеупомянутые законы молчат о компетенции ограничивать основные права и свободы. Статья 16 Конституции гласит, что у каждого есть право на жизнь, а статья 12 - что все равны перед законом, и никого нельзя дискриминировать из-за социального статуса или иных обстоятельств. В чрезвычайном положении эти права были проигнорированы. В большей или меньшей степени были ограничены и многие другие права, например, на свободу самореализации (статья 19), неприкосновенность семьи и частной жизни (статья 26) и предпринимательство (статья 31), право свободно пользоваться и распоряжаться своей собственностью (статья 32) и свободно перемещаться и выбирать место жительства в пределах Эстонии (статья 34), право на образование (статья 37), право проводить мирные собрания (статья 47) и др. Однако было бы уместно, если бы возможности таких ограничений предусматривались соответствующими, т.е. определяющими чрезвычайные ситуации законами. В данном случае, Законом о чрезвычайной ситуации и Законом о чрезвычайном положении. Увы, и Конституция, и вышеупомянутые законы молчат о компетенции ограничивать основные права и свободы. К сожалению, в Законе о чрезвычайных ситуациях, который является основанием для чрезвычайного положения, Конституция и Рийгикогу не упомянуты и ссылок на них не сделано, не говоря уже об участии высшего представительного органа в принятии решений, одобрении решений задним числом или участии иным образом. Поразительно, что в парламентском государстве парламент в чрезвычайном положении отключен, отодвинут в сторону. Во-вторых, регламент работы парламента должен предусматривать возможности для быстрой и эффективной работы в таких ситуациях путем процедур и действий, специально предназначенных для чрезвычайного положения. Из истории можно извлечь урок Согласно нынешнему регулированию, решения и руководство в связи со всей оценкой чрезвычайной ситуации, реагированием на нее и принимаемыми мерами осуществляются в соответствии с Законом о чрезвычайных ситуациях исполнительной властью (правительством Эстонской Республики) на основании ее постановлений и распоряжений. Закон о чрезвычайных ситуациях предусматривает только ограничение некоторых вышеуказанных прав и свобод, в частности, свободы передвижения (в виде запрета находиться в определенном месте) и свободы собраний (в виде запрета проводить собрания и публичные мероприятия). К чрезвычайным положениям - чрезвычайной ситуации, чрезвычайному или военному положению - должна быть системная готовность, т.е. скоординированные законы, постановления и руководства к действию как для варианта A, так и для вариантов B и C. Вторая и отдельная проблема в Эстонии - широко укоренившаяся практика все регулировать законами, включая детали и организационные вопросы. В заключение Статья 11 Закона о чрезвычайных ситуациях предусматривает наличие у государства оперативного резерва, т.е. находящихся в государственной собственности или обеспеченных договорами ресурсов для реагирования на чрезвычайное положение.Новости ERR