Китайские труппы удивляют Петербург на фестивалях в «Балтийском доме» и Мариинке

Этой осенью в Петербурге бум представлений из Китая: одна за другой приезжают на гастроли труппы из разных мегаполисов восточной страны. Тот редкий случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло: российский зритель, долгое время относившийся к искусству Поднебесной со снобизмом, теперь открывает для себя головокружительную технику артистов. А они с избытком демонстрируют то, что он так любит: умение удивлять. «Фонтанка» разбиралась, как Китай меняет гастрольную афишу города. Прямо сегодня, 4 октября, в Концертном зале Мариинского театра выступает оркестр Китайского национального центра исполнительских искусств — это первый приезд пекинского коллектива в наш город. Также 4 октября стартует фестиваль «Балтийский дом», который в этом году так и называется — «Взгляд на Восток», и там выступит Чжэцзянский драматический театр с постановкой «Чудный мир гор и морей» одного из наиболее заметных режиссеров Китая Чжао Мяо. Постановка в духе Cirque du Soleil в стиле героического фэнтези будет представлена 13 и 14 октября (более подробно о программе фестиваля «Фонтанка» рассказывала в отдельном гиде). Дальше — 6 ноября именно спектаклем китайского коллектива откроется фестиваль «Дягилев P.S.». Балет «Отель» китайской труппы «Студия Ли Син» в постановке хореографов Ли Син и Ли Чжао — о пространстве гостиниц, анонимном и не обустроенном индивидуально под постояльцев, но при этом служащим домом (главный герой фестиваля, Сергей Дягилев, также жил в отелях). Например, еще «до того, как это стало мейнстримом», китайский театр показывал фестиваль «Александринский». Многое поменялось в этом году: во-первых, за китайские труппы и артистов взялись разом, кажется, все крупнейшие фестивали и театры — от фестиваля Dance Open, привозившего весной 2024-го Театр современного танца Гуандуна, до Фестиваля уличных театров на Елагином острове. А во-вторых, петербуржцы начали ходить на китайские коллективы не только за экзотикой, а на конкретные постановки. Так, на новой сцене Мариинского театра в конце сентября выступила Китайская акробатическая драма (Гуанчжоу) с постановкой «Лебедь». Тут случилось и стопроцентное попадание с выбором места (современная история о танцовщиках, репетирующих и переосмысляющих «Лебединое озеро», как влитая, встала на сцену петербургского театра), и интонационная удача: постановка достаточно академична, чтобы не уйти в пошлость, и достаточно современна, чтобы не скатиться в занудство и наивность. Конечно, на Мариинской сцене и раньше балетные и оперные артисты в постановках спускались на сцену и воспаряли над ней на тросах, — но тут свое мастерство показали профессиональные акробаты. Помимо классических цирковых трюков (прыжков через голову, на вершины человеческих пирамид, жонглирования), китайский коллектив вобрал сложнейшие поддержки и многоступенчатые выбросы и подкрутки — уже даже не из балета, а из фигурного катания (кстати, артистки китайского балета на сцену выезжают и на коньках — роликовых). Но она прошла через ад (в спектакле показана сцена, где артистка лежит на кровати, сквозь которую проходят, как демоны, ее кошмары и боли — их воплощают другие балетные артисты) и вернулась на сцену. Хотя в Северную столицу привезли не сам оригинальный балет «Лебединое озеро» на плечах, а балет-историю о его создании, — зрителям в конце показывают и сам опасный трюк, который мог стоить героине жизни. Постановка «Лебедь», вобравшая в том числе и цитаты различных шуточных версий «Танца маленьких лебедей», и медиаискусство, и музыкальные цитаты из Чайковского, — лишь одна из тех, что в этом году привозят в Петербург из Китая.Фонтанка.Ру