Пиратская доля белогвардейцев. Морские проблемы Китая решали русские

После Октябрьской революции 1917 г. в соседнем с Россией Китае осело более 250 тыс. россиян. Основное, что они могли делать, это воевать и служить. В то время насущной проблемой вдоль южного побережья Китая являлось пиратство. Чтобы противостоять этому, иностранным сообществом Китая была набрана Антипиратская служба, чьи работники курсировали на пароходах вдоль берега и по рекам, впадающим в море. Крупные океанские суда, ходившие из бирманского Рангуна на север Китая, обращались за охраной к своим государствам или же нанимали свою собственную охрану. Как вспоминали американцы, служившие на судах речного патруля, воевавшего с пиратами на реке Янцзы и базировавшегося в Шанхае, «29 русских кораблей, некоторые из которых были величиной не более портового буксира, прибыли из Владивостока вместе с 10 300 военными и их семьями. 600 русских офицеров служили в оплачиваемых подразделениях Волонтерского корпуса Шанхая, работали шоферами, механиками, водителями автобусов, трамвайными контролерами, охранниками у богатых китайцев, получая от 30 до 60 долларов в месяц». Если сначала их набирали в общие антипиратские отряды, то в 1930 г. уже была создана специальная русская группа Антипиратской охраны, действовавшая от Гонконга до Вэйхая. Если предварительная разведка давала положительные результаты, то пираты пробирались на судно в качестве пассажиров и частично как члены команды. В Шанхае, Гонконге и Сингапуре портовая полиция скрупулезно просматривала багаж китайских пассажиров, однако в небольших портах, где сотни китайцев толпились на тесных молах и набережных, не было никакой возможности тщательно проверить каждый узел». Одному сотруднику немецкой газеты удалось познакомиться в Гонконге с китайскими пиратами, войти к ним в доверие, принять участие в плавании в течение трех недель и рассказать о своих наблюдениях на страницах «Шанхайской зари» в мае 1930 г. Им оказался Алеко Лилиус. Задавшись целью написать о китайских пиратах, он запасся информацией, фотографиями и картами по проблеме у секретаря губернатора Гонконга и действительно добрался до пиратов, результатом чего стала его книга «Под парусом с китайскими пиратами», вышедшая в 1932 г. Она повествует о его жизни среди пиратов у Лай Чой Сань (Лай Кэйшен) – королевы пиратов Макао, имевшей «12 вооруженных джонок, кучу денег и слово, считавшееся законом». Как оказалось, все пиратские организации имели разведку и точно знали расположение охраны и товара на кораблях. В 1930 г. британские военные власти отказались сопровождать суда и возложили обязанности охраны на полицию Гонконга. В это время администрации дочерней ливерпульской компании, оперировавшей на Янцзы, – «Чайна Навигейшн» и китайской правительственной «Чайна Мерчантс» обратились к гонконгским властям с просьбой дать им вооруженную европейскую охрану. Чтобы привлечь в охрану профессионалов, власти Гонконга в свою очередь обратились в Шанхайский волонтерский корпус, образованный еще в 1854 г. иностранными резидентами Шанхая для своей защиты, с ходатайством откомандировать в Гонконг 20 человек. Первая антипиратская группа охраны в составе британского сержанта и 14 русских отплыла из Гонконга 10 июля 1930 г. на почтовом судне «Императрица Канады» на Шанхай. Вклад россиян в дело борьбы с пиратами отмечен сегодня на официальном сайте Полицейских сил правительства специального административного района Гонконг такими словами: «В море были такие серьезные проблемы, как пираты и похитители судов, что было создано специальное подразделение, в основном из русских белоэмигрантов, которое было размещено на прибрежных судах для предотвращения пиратства».Konkurent.ru