Коммерческие интересы

Встроенные помещения Внутренняя инфраструктура — один из важных факторов успешности новостроек. Большинство сервисных функций, которые ценятся жителями, расположено именно во встроенных помещениях. В настоящее время, по данным эксперта агентства недвижимости Century 21 Capital Petersburg Сергея Ткаченко, в Петербурге в продаже от застройщиков на первых этажах находится примерно 400 коммерческих помещений общей площадью около 230 тыс. кв. м. По его словам, количество вводимых в рамках новостроек коммерческих помещений периодически незначительно уменьшается, на данный момент этот показатель приблизительно равен 100 тыс. кв. м. «За последние годы объем предложения уменьшается, что связано как с низким спросом, так и с тем, что основные объемы строительства приходятся на окраины города, в которых покупательная способность потенциальных клиентов ниже, нежели в центральных или обжитых локациях»,— говорит он. В этом году, по словам экспертов, наблюдался спад интереса к коммерции у мелких и средних игроков рынка, которые являются драйвером роста. Один из трендов на рынке коммерческих встроенных помещений — формирование образа будущего арендатора. По оценке господина Ткаченко, доли тех, кто приобретает коммерцию в собственность и берет в аренду, распределяются в соотношении 35 и 65. Еще 10–15% — инвесторы, ориентированные на передачу права аренды в последующем, они приобретают помещения площадью 25–50 кв. м. «При выборе потенциальных инвесторов мы стараемся ориентироваться на потребности жителей наших кварталов»,— указывает господин Фельдман. Например, в комплексе апарт-отелей Valo достаточно объектов инфраструктуры для комфортной жизни собственников и гостей, но их доля среди всех помещений меньше 20%. «Это связано в первую очередь с запаздывающим развитием инфраструктуры и, следовательно, с высоким спросом на базовую коммерцию. По словам господина Ткаченко, застройщики в основном стараются все же продать свои коммерческие помещения, а не оставлять их у себя на балансе. Исключение составляют апарт-отели, в которых застройщики предпочитают оставить коммерцию за собой и управляющей компанией, чтобы влиять на формирование пакета услуг, предоставляемых арендаторами. Директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина» Ася Левнева считает, что спрос на коммерческие помещения, в отличие от жилья, менее чувствителен к изменениям на рынке. Ключевыми владельцами и арендаторами помещений на первых этажах традиционно становятся сетевики: ритейлеры, кафе, рестораны, салоны красоты и представители малого бизнеса, которые часто приобретают «коммерцию» в районах проживания. По словам госпожи Левневой, сдача помещений в аренду не является для застройщиков профильным бизнесом, поэтому большинство девелоперов предпочитает их продавать. Стоимость «коммерции» зависит от площади, класса жилого квартала, расположения, степени готовности новостройки и других объективных факторов. С ростом себестоимости строительства из-за удорожания материалов, услуг и увеличения налоговой базы повышаются и цены на коммерческие помещения.Коммерсантъ Санкт-Петербург