Запрос российских слушателей на концертную жизнь поменялся

10 сентября открывается новый музыкальный сезон в Доме культуры ГЭС-2. Публике предложат интеллектуальную программу, осмысливающую корпус великих сочинений прошлого через призму современного взгляда на искусство. Осень будет проходить под девизом «Сезон призрачного мира». Проект исполняемых произведений берет начало от Первой симфонии Малера и завершается мировой премьерой произведения, которое один из лидеров постсоветской музыкальной сцены Валерий Воронов написал специально для финала цикла. Программу ГЭС-2 столичные критики в обзоре авторитетного журнала «Музыкальная жизнь» выделили в числе одного из самых заметных проектов сезона 2023/24. ГЭС принадлежит и роль формирования новой публики – той, что фокусируется на новом искусстве, причем таком, которое создают преимущественно российские композиторы. Новая музыка занимает все более важное место в сознании слушателя, меняя сформированную прошлым веком парадигму, когда к современным сочинениям приходили через так называемую классику и музыкантов-звезд. Выполняя и просветительскую миссию, и миссию поддержки современного искусства, государство через концертные организации дозированно внедряло в программы (и в госзадание коллективов) необходимость исполнять музыку последних 50–70 лет. Кто-то из коллективов сосредотачивал внимание на хитах киноиндустрии, ссылаясь на то, что их авторы – признанные композиторы (и это действительно так), кто-то брал курс на новейшее искусство и шел по более сложному пути заказов сочинений, исполнения действительно редко звучащих авангардных партитур. Московская филармония вывела свой фестиваль «Другое пространство» из альтернативных помещений (фойе, «Трюм», крыша) в Концертный зал им. Чайковского. И публика оставалась даже на постконцертные беседы. Пандемия и обострение политической ситуации в мире «выключили» из российской повестки не только западных, но и некоторых отечественных музыкантов. И вот тут для продюсеров встал вопрос компенсации, так как запрос публики если и снизился, то незначительно. Нижний Новгород возродил гремевший в советские времена фестиваль «Современная музыка» – и попытка удалась. А большие опен-эйр фестивали в российских регионах: в Перми (Дягилевский фестиваль), Нижегородской области («Выкса-фестиваль»), Архангельской области («10-й меридиан»), Калужской области («Архстояние») в качестве доминанты программы предлагают мировые премьеры пьес современных композиторов. Очевидно, что в крупных городах формируется новое поколение слушателей и меняется образ мышления продюсеров: повестку определяют не только музыканты-звезды, но и сами программы, в которых все ярче выделяется фигура современного композитора.Независимая газета