Просматривая редакционную почту, часто наталкиваемся на вопросы: почему нуждающимся в медицинской помощи приходится прилагать недюжинные силы, будоражить социальные сети, тратить нервы и время на то, чтобы добиться того, что положено по закону? Что гарантировано нам государством? Обратимся к документам. Статья 195 Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения РК гласит, что медицинская помощь предоставляется в следующих объемах: минимальный - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП); базовый - медицинская помощь в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). В перечень ГОБМП входят: скорая медицинская помощь (СМП); первичная медико-санитарная помощь (ПСМП); диагностика и лечение заболеваний при ВИЧ-инфекции, туберкулезе, вирусных гепатитах В (Д), С, хронических и социально значимых заболеваниях, медицинская реабилитация при туберкулезе; экстренная медицинская помощь; медпомощь в круглосуточном, дневном и стационаре на дому при хронических и социально значимых заболеваниях; медпомощь пациентам с инфекционными, паразитарными заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; паллиативная помощь; донорство; обеспечение препаратами крови и ее компонентами; лекарственное обеспечение. В перечень медицинских услуг в системе ОСМС входят: профилактика и раннее выявление заболеваний; диагностика заболеваний в амбулаторных условиях; прием и консультации профильных специалистов; экстренная медицинская помощь в приемном покое и круглосуточном стационаре; плановая медицинская помощь в круглосуточном, дневном и стационаре на дому; медицинская реабилитация; патологоанатомическая диагностика; подготовка посмертного донора; обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями. «Сколько сил, времени и нервов пациент должен убить, чтобы получить то, что ему положено?» - задалась вопросом Наталья Можарова, которой пришлось пройти очередной квест в алматинской поликлинике № 14. - Мне отказывают в направлении на исследование, которое в самой поликлинике не проводится, - описывает свои злоключения алматинка. - Сначала отказали по причине того, что поликлиника, якобы, не заключила договоры с медучреждениями, предоставляющими услуги. Через 17 дней пациентка вновь обратилась в поликлинику за направлением, ей снова отказали, но уже по другой причине. - На этот раз договоры, вроде бы, подписаны, но направление в 5-ю горбольницу (именно с этим учреждением заключен договор) не дали, ибо нет талонов! Талоны эти, как пояснили, выставляет сама 5-я ГБ в начале каждого месяца через портал Damumed и в первых числах месяца талонов уже нет - за ними охотятся все поликлиники города! Пришли вы на прием, к примеру, 11 числа - ждите до следующего месяца и молитесь, чтобы поликлиника (врач) успела ухватить вам талон? В результате лично у меня было несколько эпизодов, когда я сама информировала поликлинику о том, что услуга доступна и в других медорганизациях, не только там, куда они отправляют пациентов постоянно. Администрация КГП на ПХВ «Городская поликлиника № 10» отреагировала на жалобу Ольги Голиковой и подтвердила тот факт, что один раз в год профилактический осмотр в доврачебном кабинете для своевременного выявления заболеваний проводится всем пациентам: «В связи с этим участковой службой Вашей маме предложено пройти обследование в доврачебном кабинете. В нашей системе существует проверка на прохождение смотрового и доврачебного кабинета при приеме пациента в поликлинике. Однако, если ранее соцработник доставлял лекарства домой, то в поликлинике могут оформить актив на участковую службу и прохождение в данном случае не потребуется».КП - Казахстан