Человеческая драма, экономический кризис и кино
Оценка: 7 из 10Фильмом открытия Каннского кинофестиваля в 2019 году стала картина Джима Джармуша "Мертвые не умирают". В главных ролях: Билл Мюррей, Адам Драйвер, Тильда Суинтон, Хлоя Севиньи, Стив Бушеми, Селена Гомес и др.Новый фильм Джима Джармуша "Мертвые не умирают" – это неудачное жанровое кино. И как зомби-апокалипсис, и как комедия, и как их сочетание. Но была ли картина "Выживут только любовники" новым "Дракулой" Тода Броунинга, а "Пёс-призрак" или "Вне закона" – каноничными криминальными боевиками вроде "Большого куша" Гая Ричи? Очевидно, что нет. Но скажем больше – фильм Джармуша неудачен даже как авторское кино в классическом его понимании. В нем есть и топорные метафоры про общество потребления, и прямолинейные киноцитаты и референсы в большом количестве (к примеру, на законодателя жанра "зомби-хоррор" Джорджа Э. Ромеро), и самый что ни на есть классический для зомби-фильма сюжет. Зато есть преувеличенная, почти раздражающая цикличность и типичный для Джармуша повсеместный принцип рефрена, повторы и круги (некоторые кадры и диалоги воспроизводятся совершенно без изменений), ну и бесконечная присказка "Это все плохо закончится". Автор прямо-таки пророчески предсказывает последующее неодобрение своей картины.Вызвавший восторг многих зрителей и критиков каст – в лице Тильды Суинтон, Билла Мюррея, Адама Драйвера и остальных – абсолютно не удивляет: никто ни на толику не выпадает из своего обычного амплуа. Адам Драйвер – все тот же недотепа с самобытным взглядом на мир, нелепым поведением и ошарашенным выражением лица, каким он был, например, в "Патерсоне". Ну а Билл Мюррей, кажется, просто Билл Мюррей, с типично невозмутимым лицом. Картина словно говорит: "Вы ждали фильм про зомби от Джима Джармуша со звёздным кастом? О культовом сериале Линча напоминает здесь и отшельник Боб – лесное существо как будто бы прямиком из Чёрного Вигвама (Том Уэйтс).Посреди всей этой линчеанско-джармушевской эстетики полицейские Клифф Робертсон, Ронни Петерсон и Минди Моррисон (Билл Мюррей, Адам Драйвер и Хлоя Севиньи) начинают наблюдать странные знаки и явления. Электронные девайсы выходят из строя, связь барахлит, куда-то исчезла ночь, домашние животные буквально озверели, а новости полны противоречивых объявлений о том, что Земля сошла со своей оси, но этому верить нельзя – выглядит как очевидный политический ход.В конце концов, мир окончательно сходит с ума, и мертвые начинают подниматься из могил. Их поведение, конечно, не отличается от стандартного для жанра поведения зомби. Акцент делается на том, что они тянутся к вещам, которые любили при жизни.Ну и естественно, "это все плохо закончится", что мы узнаем ещё до развязки благодаря диалогу между то ли Адамом и Биллом, то ли Ронни и Клиффом – уже не ясно, ведь границы между реальностью и фильмом стерты (как бы это курьёзно ни звучало для зомби-апокалипсиса).Джим Джармуш уже не в первый раз играет с мидлкультурой, объединяя авангардное кино и продукты массового потребления в своих произведениях. Причём не простая критика современного общества потребления, а хирургическое вскрытие и художественное воплощение на экране нашей пустой архетипичной изнанки.Так, на самом деле, "Мертвые не умирают" – это фильм о зомби для зомби.Габитус (то есть привычка, поведение) – внешний и внутренний – вот что является своеобразной точкой отсчёта для Джармуша.ИА InterMedia