Неужели бывает, что, когда долго кричишь, тебя кто-то и услышит – человек ли, судьба ли?.. Редакция Елены Шубиной в серии «Предметы культа» выпустила сборник малой прозы Юрия Казакова (1927-1982) «Долгие крики». Писатель, с чьим именем связан новый подъем жанра рассказа, случившийся в 1970‑х годах, умер больше сорока лет назад «в полной заброшенности» (Нагибин). Последние его годы были тяжелыми, он редко печатался, после смерти часть его рукописей исчезла. К счастью, лучшие рассказы Казакова продолжают находить издателя, и, что еще важнее, читателя. Горизонт ожидания последнего всегда задан тем историческим контекстом, к которому он принадлежит, поэтому неспешные, «дымчато-нежные» рассказы Казакова особенно интересно рассматривать с точки зрения сегодняшнего дня – напряженного и немирного. О чем пишет Казаков? Сборник открывают короткие истории, где на первый план выдвинуты женские судьбы, несчастливые, но хранящие надежду. Главная героиня рассказа «Некрасивая» «подошла к зеркалу, долго с грустью смотрела на свое лицо, острые плечи и ключицы. Образ неканонической святой, коим в русской литературе всегда находилось место, предложен в рассказе «Поморка». Одноименный рассказ, посвященный Паустовскому, запоминается выверенным описанием рождения в шторм любовного чувства, которое наделяет героиню такой властью над мужчиной, что не буквально, а в ментальном смысле делает ее женщиной. У Казакова редко встретишь отголоски войны, жертв системы и противников оной (исключение, пожалуй, «Нестор и Кир»). Противопоставляя свой мир окружающему хаосу, Казаков ищет и находит время песням, дружбе, взаимовыручке в рассказах «Калевала», «Плачу и рыдаю», «Тихое утро» (если еще не экранизирован, то самое время). Рассказ, давший название сборнику, завершает книгу. Здесь повествователь делится мыслью, которая видится авторским кредо Казакова: «теперь-то я понимаю, что описать, например, день, окончившийся совершенной неудачей, отважится только хороший писатель, потому что в рассказе ему не добыча важна, а другое – облака, люди, запах дыма, грязь, полустанки, дорожные разговоры, мало ли что…». Многие рассказы, представленные в сборнике, давно знакомы читающей публике: «Свечечка», «Во сне ты горько плакал», «Трали-вали», «Арктур – гончий пес», но при повторном знакомстве тексты обрастают новыми значениями, и это делает прозу Казакова практически неисчерпаемой.Учительская газета