Не успели увидеть – читайте: «Мертвые души» в Permm мультимедийно

В рамках «Ночи музеев - 2022» в музее современного искусства Permm представили мультимедийную инсталляцию по «Мертвым душам» (12+) Гоголя, которые вдохновили медиахудожницу Женю Ржезникову. В этом году отмечается 180 лет со дня первого издания прославленной поэмы в прозе. Но если бы кто-то из зрителей вошел в эту аудиторию музея в одиночестве, а не в привычном многолюдье «Ночи музеев», он бы без подсказки не разобрался. В зале его встречали продолговатый белый экран, пюпитр, микрофон перед ним и динамик. По экрану от одного края до другого протянулась пульсирующая горизонтальная черная линия, а на пюпитре – томик «Мертвых душ» и выдержка из них – сцена отъезда Чичикова в его вояж по отдаленным имениям из второй главы. «Включить» действие призван собственно зритель (читатель), для этого надо начать читать текст в микрофон. Мультимедийно как Мультимедивно Каждая географическая точка соотносится с эпизодом поэмы – так, среди каторжан мы находим Ноздрёва, а Коробочку встречаем в нижегородской деревне, откуда всех мужчин забрали в рекруты. Как поведала москвичка Женя Ржезникова, изначально ее композиция была предназначена для воплощения на сцене силами нескольких артистов и хора, поскольку это был замысел для дипломной работы в ГИТИСе. Однако затем художница сосредоточилась на идее отражения созданного Гоголем в его поэме «сложного, парадоксального, густонаселенного ландшафта». Замысел заставил засесть в архивы, разыскивать старинные фотографии – так мультимедийная композиция наполнилась анимированными образами, воскрешающими картины и жителей шести реальных селений, некогда существовавших на пространстве от Новгородчины до Сахалина. Кстати, и для музея Permm, предоставившего площадку, «Мертвые души» продолжают серию проектов по исследованию русского пейзажа в широком культурологическом смысле. Пермские музыканты придали инсталляции немного местного колорита. Женя Ржезникова, медиахудожник: – Мне показалось интересным расширить время и пространство этой «Русской одиссеи», как часто называют поэму. Показать не Малороссию, которой вдохновлялся Гоголь, но двинуться дальше на восток, до самых границ империи XIX века. Я углубилась в фотоархивы, размышляя, какими именно могли быть «мертвые души».Звезда — Пермская краевая газета