Сергей Медведев: Пандемия коронавируса стала беспрецедентным вызовом для творческих индустрий, основанных на живом контакте со зрителем. Театры, концертные залы, оркестры, музеи, галереи несут огромные убытки, потому что вся их деятельность не может быть переведена в онлайн. Насколько глубок этот кризис? Как переживут пандемию креативные индустрии? И когда наконец мы сможем снова вернуться в зрительные залы? Аудитории на неопределенный срок пришлось забыть о визитах в театр, музеи, кино. Перерыв, который вынужденно взяли галереи, концертные залы, театры и кинотеатры, возможно, заставит зрителя по-новому взглянуть на мир искусства после окончания эпидемии. На нашей памяти ведь не было такого кризиса для всех зрелищных творческих индустрий? Может быть, это можно сравнить со Второй мировой войной, с какими-то большими пандемиями прошлых веков, но в новейшее время такого кризиса эти индустрии не переживали. Екатерина Бирюкова: Нет, такого кризиса, они, безусловно, не переживали даже во время Второй мировой войны, потому что тогда были выездные бригады, работали театры. Сергей Медведев: Здесь самая сердцевина зрительского опыта, потому что все это основано на живом контакте, особенно если брать академическую музыку: на живом контакте, во-первых, самих исполнителей друг с другом, во-вторых, зрителей с исполнителями. Сергей Медведев: Возникают какие-то новые, гибридные форматы. В разговоре с Михаилом Фихтенгольцем вы упоминаете традиционный концерт 1 мая в Берлине, который был произведен в зале с очень прореженной рассадкой музыкантов, без зрителей, и там была специально переработанная партитура Малера для уменьшенного состава оркестра. Сейчас они сделали этот странный формат без зрителей, с разреженной рассадкой музыкантов, как бы обозначив сегодняшнее состояние дел. В этом смысле хорошо, что наступает лето, будут какие-то концерты камерной музыки на открытых площадках, но все это не отменяет существования огромной армии оперных театров, симфонических оркестров и балета, которым тоже надо осуществлять какую-то жизнедеятельность. Сергей Медведев: Насколько звукозапись может компенсировать, хотя бы временно, то, что оркестры, исполнители больше перейдут на какие-то очень хорошо срежиссированные записи с большим количеством камер, с интерактивными элементами? Сергей Медведев: Будем надеяться, что вслед за футболом будут каким-то образом находиться определенные форматы того, как можно донести до зрителя и академическую музыку, и оперу, и театр.Радио Свобода