WSJ: судовой трафик Северного морского пути достиг рекордного уровня

В этом году в Арктике было самое теплое лето за все время метеонаблюдений. Чем больше тает льда в северных широтах, тем больше кораблей проплывает мимо берегов Сибири и тем оживленнее становится Северный морской путь (СМП). В январе-июне 2020 года СМП, связывающим Балтику с Аляской, воспользовались 71 судно, пишет The Wall Street Journal (WSJ). В первые полгода зафиксированы 935 проплытий по СМП. Рост показателей по сравнению с тем же периодом прошлого года – двузначный. Северным морским путем в теплое время года, когда он свободен от льда, пользуются в основном для перевозки российских энергоносителей, а также других грузов. «Кораблей сейчас значительно больше, потому что лед тонкий и для плавания не нужны ледоколы,- объясняет Арне Холл, главный редактор норвежского информагентства High North News, которое мониторит СМП.- Северный морской путь нуждается в очень больших инвестициях для привлечения крупных грузовых кораблей, но грузопотоки растут. Если лед продолжит таять с нынешней скоростью, то он станет неплохой альтернативой другим маршрутам для перевозки грузов из северного Китая в Европу». К концу лета площадь льда в Арктике сократилась до 3,74 млн км². Это почти вдвое меньше 6,7 млн км², средней площади льда в северных широтах в 1979-2000 годах. В основном СМП сейчас пользуются танкеры, перевозящие нефть и газ НОВАТЭКА и Газпрома европейским и азиатским покупателям. При строительстве этих кораблей учитывается, что они будут плавать по арктическим водам, покрытым льдом. Президент Путин уверен, что СМП будет играть ключевую роль в развитии Арктики и станет глобальным транспортным маршрутом. Это на 78% больше 18 млн тонн, перевезенных в 2018 г. НОВАТЭК, к примеру, прогнозирует, что к 2030 году перевезет по СМП около 52 млн тонн сжиженного газа. Активно используют Северный морской путь, отмечает WSJ, такие крупные транспортные компании как Cosco Shipping Holdings Co. Ltd., Nordic Bulk Carriers A/S и Golden Ocean Group. Обычно грузы между Азией и Европой перевозят огромные грузовые корабли, способные взять на борт более 20 тыс. контейнеров. Транспортные гиганты типа Cosco и China Merchants Holdings Ltd. тратят миллиарды на развитие южных портов, связывающих Азию и Европу посредством автомобильных и железных дорог в рамках проекта «Один пояс, один путь», и не очень торопятся инвестировать в развитие Северного морского пути. «СМП растет и вполне подходит в качестве маршрута, когда нужно быстро перевезти груз в какой-то один порт,- заявил в интервью WSJ высокопоставленный менеджер Cosco.-Expert.ru