Азербайджан начинает и выигрывает

Из обнародованных итогов брюссельских переговоров от 14 мая можно сделать вывод, что договоренности, чуть ранее достигнутые в Вашингтоне, обрели четкие контуры. Учитывая небольшой перерыв между событиями, может сложится впечатление, что Брюссель всего лишь дожимает работу, проделанную в американской столице. Но так ли проста Европа, чтобы выполнять роль клерка? Да, Старый Свет немало зависит от Америки, особенно на фоне резкого возрастания угроз безопасности в условиях войны в Украине. С другой стороны, было бы странно, если бы Брюссель действовал сугубо по указке Вашингтона, не пытаясь сыграть свою, особую роль в кавказском урегулировании. Но можно пойти в своих размышлениях еще дальше и задаться вопросом – в самом ли деле Вашингтон стал локомотивом последнего ускорения переговоров или импульс им дан совсем из другой точки, например, - из Баку... Ведь контроль Лачинской дороги, предпринятый азербайджанскими экоактивистами, хоть и был со всех сторон законным, однако ввиду своего общественного, то есть негосударственного характера, был представлен Арменией мировому сообществу как «юридический произвол». Президент ЕС таким образом указал на единственно возможный формат диалога – «между Баку и этим (армянским – ред.) населением», фактически сузив роль международного сообщества до кооперации в разработке «позитивной повестки», а никак не участия в этом диалоге. 29,800 кв. км Армении и 86,600 Азербайджана, что автоматически включает в себя территорию Карабаха. А далее ЕС впервые публично отказал сепаратистскому образованию в какой-бы то ни было правосубъектности, назвав территорию Азербайджана в зоне временной ответственности РМК «бывшей Нагорно-Карабахской автономной областью». Все это означает, что Азербайджан, как мы уже не раз подчеркивали, занимает на переговорах проактивную позицию, изменяя ситуацию на месте, и пользуясь этим для закрепления новой реальности в дипломатической плоскости. Если раньше нам фактически угрожали завести переговоры в бесконечность, то сейчас, когда Азербайджан сделал базовые шаги для реинтеграции армянского населения Карабахского региона, подписание мира стало насущной необходимостью для посредников, чтобы, во-первых, сохранить лицо и оставить за собой имидж фасилитаторов, а во-вторых, чтобы не лишиться дивидендов. В декабре прошлого года он уже позволил себе сорвать встречу в Брюсселе, обидевшись на твердое несогласие Азербайджана на участие в ней Франции. Даже если гипотетически предположить, что изначально позиции Парижа и Брюсселя были примерно близки, на что, вероятно, надеялся Макрон, то сам факт прямого модераторства налагает на ЕС и лично на его президента особую обязанность - быть объективным. Не последнюю роль здесь играет и обычное человеческое честолюбие: для Мишеля армяно-азербайджанское урегулирование – прекрасный повод указать Парижу, что ЕС - это больше, чем Франция, и, соответственно, его президент – отнюдь не ставленник Елисейского дворца. Добавим сюда конструктивную позицию другого гиганта ЕС – Германии и можем утверждать об определенной изоляции Франции в процессе азербайджано-армянских переговоров. Говоря об экономической целесообразности, конечно же, необходимо напомнить о стратегическом уровне партнерства ЕС и Азербайджана, базирующегося на возрастающем значении для Европы импорта азербайджанских углеводородов. И если раньше, при отсутствии определенности в реальной базе переговорного процесса, Западу не было особого резона вписываться за отдельное решение вопроса коридора, то теперь, когда Баку отсек Армении всякую возможность вмешиваться в процессы в армянской общине Карабаха, установив ППП в Лачинском районе, Брюсселю очень важно разобраться с противоречиями, которые еще остались.Caliber.Az