Человек и человечность в культуре Дагестана

В современных условиях обновления общественно-политических и социально-экономических условий государства порою весьма очевидно как устами и делами порою недальновидных людей тут и там искажаются прежние историко-культурологические и социально-педагогические ценности народов страны и республики. Общечеловеческие, веками апробированные национально-региональные нормы морали пытаются сменить духом легкомыслия и вседозволенности. Мир, в котором мы сегодня живем, можно смело назвать «временем дурных манер». Вместе с прежним порядком совершенно неоправданно отдаются забвению ценности, исторически придававшие жизни и деятельности человека значимость и смысл. Опыт старших поколений — их политические взгляды, стиль одежды, половозрастная мораль поставили под сомнение. В этих нелегких для социума общественно-политических условиях, на наш взгляд, весьма важно вспомнить, воспринимать, осмысливать и понимать морально-этические нормы, веками служившие духовно-нравственным ориентиром в жизни и деятельности народов многонационального Дагестана. Человеческая мораль – как ее понимать? Такой способ называется человеческой моралью. Мораль призывает людей к совести, долгу, уважению, трудолюбию, дружелюбию, призывает людей к человечности. Они создали народные кодексы: морали, нравственности, чести и совести. Каждый, кто хочет стать настоящим человеком, должен знать и выполнять нормы, присущие народу человеческой морали. Дагестанская мораль требует от человека проявлять человеческое достоинство, долг, отвагу, мужество, уважение к старшим, любовь к родным и близким. Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают недостатки, омрачающие его моральный облик. Мудрость народов Дагестана учит: первое достоинство человека – это ум. Дагестанский народный кодекс чести советует человеку развивать у себя такие моральные качества: Любовь к родному очагу, народу, родной земле («Человек без родины, что соловей без песни», «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть», «Родина – мать, а чужбина – мачеха»); Справедливость и честность («Лжец на почетное место однажды только может сесть, пока еще не всем известно, кто он на самом деле есть», «Вранье – штука куцехвостая, воровство – криволикоее, а обман – коротконогий», «Чужого не бери – вдруг кто-то охраняет, что бы ни было – не ври – вдруг кто-то правду знает», «Сидеть можно и криво, но говори только прямо»); Доброта, великодушие, милосердие («Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец», «Злому ослу – тяжелая ноша», «Спесь губит достоинство»); Честь и собственное достоинство («Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть», «Кто себя не уважает, тот не уважает и других»); Скромность («Кто нос задирает, обязательно споткнется», «Не задирай голову, расшибешься о скалу»); Рассудительность («Сначала подумай, затем выскажись», «Была бы голова, а папаха найдется»); Дружба и коллективизм («Джамаат захочет – войлочный кол в землю войдет», «Колос к колосу – сноп получается», «Топнет народ – земля затрясется», «Коль есть друзья, так сбереги, не сбережешь, они враги»); Уважение к людям («Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет», «Кто советуется, тот не ошибается», «Кто людей уважает, тот вовек не погибает»); Трудолюбие («Дерево ценится плодами, человек трудами», «Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче», «Начало работы горькое, конец же сладок», «Труд и терпение превращаются в золото»); Бережливость («Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем», «Кто не ценит малого, тому и большого не оценить»). Физические, умственные, волевые и моральные качества, ценимые народами Дагестана, во все времена служили для дагестанцев практическим руководством.Лезги газет