Е40: выгода сомнительна

Экономические выгоды проекта «Международный водный путь Е40» сомнительны, а его вредное экологическое воздействие очевидно. Об этом заявили представители белорусского бизнеса и эксперты на круглом столе, прошедшем 11 июня. Дискуссия «Международный водный путь Е40: социально-экономические и экологические аспекты» была организована Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН). Эксперты проанализировали документ «Восстановление водного пути Е40 на участке Днепр — Висла: от стратегии к планированию. Итоговый отчет по Технико-экономическому обоснованию», опубликованный на сайте посольства Беларуси в Чешской Республике. Сомнительные расчеты. Оценка транспортных затрат выполнена фактически только для одного участка пути Е40 — Варшава — Брест, отметил экономист Варшавского университета Святослав Волосюк. В документе указано, что абсолютная и относительная целесообразность проекта определена методом анализа выгод и затрат. «Если сумма выгод превышает сумму затрат, то проект является целесообразным. Они не сравнивали все выгоды и все затраты в проектах, но сосредоточились на сравнении сборов, которые будут взиматься за шлюзование судов на маршруте Е40», — пояснил Святослав Волосюк. Иными словами, если сборы за шлюзование покрывают текущие операционные затраты на функционирование инфраструктуры, то проект является целесообразным. По данным спикера, анализом не обоснованы 9—12 млрд евро капитальных затрат. «Это делает дальнейший экономический анализ с точки зрения экономической теории фактически нецелесообразным. По мнению эксперта, в анализ включены далеко не все выгоды и затраты. Если за условную стоимость каждого нового гидроузла на Припяти взять среднюю стоимость современных белорусских ГЭС (150 млн долларов), то окажется, что расчеты затрат для белорусского участка Е40 занижены примерно на 0,9 млрд евро», — отметил заместитель директора БСПН Алесь Герасименко. «Технико-экономическое обоснование Е40 предполагает возможность окупить текущие расходы на эксплуатацию водного пути лишь при высокой загруженности и совсем не предполагает возмещения капитальных затрат», — подчеркнул спикер.Белорусы и рынок