24 мая был принят указ президента Узбекистана №УП-80 «О дальнейшем повышении ответственности и формировании компактной системы управления органов и учреждений юстиции в рамках административных реформ». Пункт 15 указа имеет ключевое значение для успеха реформы административного права и государственного управления в стране. Он предусмотрено внедрение с 1 июля 2024 года по 1 июля 2026 года в Ташкенте в качестве правового эксперимента нового порядка досудебного рассмотрения административных актов по оказанию некоторых государственных услуг, не соответствующих актам законодательства. О важности этого документа и проблемах, вытекающих из неисполнения закона «Об административных процедурах», принятого пять лет назад, пишет руководитель Центра государственного строительства и публичного права Университета мировой экономики и дипломатии доктор юридических наук, профессор Иса Хамедов. В публичное управление в масштабах Узбекистана вовлечены сотни административных органов и десятки тысяч должностных лиц. Опросы государственных служащих, судей и адвокатов на тренингах, посвящённых вопросам применения административных процедур, которые проводились в Ташкенте и в ряде областей Узбекистана, а также опрос субъектов предпринимательства, проведённый нашим Центром публичного права в рамках Проекта по мониторингу исполнения ЗАП, показали значительные проблемы в исполнении ЗАП отечественными правоприменителями. Иными словами, наша исследовательская задача состояла в том, чтобы оценить упущенную регуляторную выгоду от неприменения закона «Об административных процедурах» посредством анализа неблагоприятного воздействия на деловую среду (инвестиционную активность субъектов предпринимательства и их готовность создавать новые рабочие места) противоречащей новому закону административной практики, а также сопряжённых с этих последствий для занятости населения после вступления ЗАП в силу. Эти меры запоздали по меньшей мере на пять лет, но их необходимо принять, чтобы довести реформу административных процедур до ожидаемого результата.Принятие новой редакции ЗАП затянулось на годы. Напомним, что во исполнение указа президента №УП-5997 от 19 мая 2020 года в 2020—2021 годах Министерством юстиции при содействии Экспертной рабочей группы (в неё вошли основные эксперты Центра публичного права, которые участвовали в реформе административных процедур с самого её начала в 2005 году) был подготовлен проект новой редакции ЗАП, который предложил гораздо более развёрнутое и совершенное регулирование вопросов административной процедуры по сравнению с действующей редакцией закона. Тем более что речь идёт не только о самой новой редакции ЗАП, но и о проектах изменений и дополнений к 100 законам, вытекающих из неё, которые направлены на проведение самой масштабной на сегодняшний день систематизации законов в рамках реформы административных процедур. Однако, вне всяких сомнений, затянувшиеся колебания, препятствующие реформе, должны быть преодолены, а устаревшие доктрины — решительно отставлены в сторону во имя созидания в Узбекистане современного правового государства.Необходима сильная административная юстиция. Вся историческая практика развития современного административного права, в том числе и успешный опыт реформ в некоторых странах постсоветского пространства, убедительно свидетельствуют о том, что только сильная административная юстиция способна заставить административные органы изменить сложившуюся практику и исполнить требования ЗАП. Важным шагом в этом направлении является рассматриваемый указ президента, пунктом 15 которого установлено, что в рамках правового эксперимента:создаются апелляционные советы, которые в результате досудебного рассмотрения административных актов административных органов в сфере оказания государственных услуг, не соответствующих актам законодательства, принимают решения об изменении, частичной или полной отмене указанных документов, за исключением актов, которые подлежат отмене или изменению исключительно в судебном порядке в соответствии с законодательством;рассмотрение апелляционными советами административных актов административных органов в сфере оказания государственных услуг, не соответствующих актам законодательства, осуществляется по жалобам заинтересованных лиц и результатам мониторинга публичного управления, при оказании государственных услуг.решения апелляционных советов публикуются в электронной системе E-qaror, доводятся до сведения участников административного делопроизводства по административной жалобе в установленном порядке и их исполнение административными органами является обязательным;решения апелляционных советов могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке, данные решения являются окончательными для административных органов и обжалованию не подлежат. В указе президента предложено создание таких экспериментальных органов досудебного рассмотрения административных споров, как Высший апелляционный совет при Министерстве юстиции и Апелляционный совет при Управлении юстиции города Ташкента. Вместе с тем, поскольку такие структуры носят ведомственный характер, они могут быть образованы административными ведомствами (республиканскими органами исполнительной власти), охваченными правовым экспериментом, даже без специального упоминания в указе президента, потому что рассмотрение административных жалоб на решения и действия своих подчинённых структур — это неотъемлемая часть компетенции вышестоящих административных органов. Во-вторых, образование ведомственных апелляционных комиссий в административных ведомствах, охваченных правовым экспериментом, позволяет распределить издержки, связанные с правовым экспериментом, и в целом ответственность за его результаты между Министерством юстиции и соответствующими административными ведомствами. При этом Министерство юстиции не только не утратит контроль за правовым экспериментом, но, напротив, обеспечит своё конструктивное влияние на административную практику административных ведомств посредством ведомственных апелляционных комиссий — низовых структур экспериментальной системы досудебной административной юстиции.Газета.uz