Новый фильм Маттео Гарроне, автора «Страшных сказок» и «Догмэна», — экранизация сказки, максимально приближенная к итальянскому первоисточнику Карло Коллоди. BURO. рассказывает, почему страшноватое кино про деревянного мальчика полезно посмотреть взрослым. Нищий резчик по дереву Джепетто (добрая душа Роберто Бениньи) выстрогал из бревна куклу, а у куклы нежданно заколотилось сердце. С первого вздоха Пиноккио начал приносить жуткие неприятности: сперва сбежал из дома, стукнул кузнечика молотком и лег спать напротив камина. По пробуждении от его ножек остались лишь угли. Терпеливый Джепетто смастерил для него новые ноги, выменял последний камзол на азбуку и отправил деревянного негодника учиться грамоте. Вместо школы Пиноккио отправился в цирк — это было его второй роковой ошибкой. Дальше все продолжило развиваться, точно как в сказке: опасность подстерегала Пиноккио на каждом шагу, но каким-то чудом он умудрялся выкарабкаться из любой заварушки и свистопляски. Помогал то отец, то тунец, чаще всех фея. Но «Пиноккио» у режиссера, который умеет скрещивать средневековый дух с ужасами, полон и абсолютно сказочных персонажей, будто воспроизведенных по книжным эпитетам. Синеволосая фея, вечная спасительница Пиноккио, из девочки превращается в девушку, а ее заботливая няня-улитка читает сказки на все лады. Деревянные куклы из театральной труппы чуть не душат его в объятиях и в то же время готовы поджарить Пиноккио на костре по первому слову начальства. Да и сам Пиноккио, который при сегодняшних компьютерных технологиях натурально выглядит выструганной куклой, смотрится в этом мире вполне органично. Фильм Гарроне следует сказке Коллоди куда точнее, чем все предыдущие экранные воплощения, — точно так же его «Страшные сказки» реконструировали вселенную Джамбаттисты Базиле, цензурированные пером братьев Гримм. Мир «Пиноккио» давно следовало проведать современному кинематографу: место, в котором очутился оживший кусок бревна, — тоталитарный кошмар марксистов, добрую волю в нем давно заменяют товарно-денежные отношения. От тюрьмы Пиноккио спасает язык: крайне сообразительный мальчик начинает сочинять, сколько людей обокрал, — и его сразу же отпускают, потому что в тюрьмах не предусмотрено мест для невиноватых (!).Buro 24/7